Квест с «зимней» соляркой: эксперты проверили дизельное топливо
25.01.2021 р. в 16:14, «Институт потребительских экспертиз»
Неожиданно ударившие серьёзные морозы заставили украинских автолюбителей волноваться за аккумуляторы, а владельцев дизельных машин – и за качество солярки. Как известно, этот вид топлива при низких температурах имеет тенденцию превращаться в «кисель», а он уже в свою очередь превращает авто в «недвижимость».
Но человеческий гений придумал добавлять в дизельное топливо специальные присадки, которые не дают «выпасть» в осадок парафинам, и сохранить текучесть даже в лютые морозы. Удовольствие это не дешевое, поэтому часто недобросовестные продавцы на морозостойкости пытаются экономить. Институт потребительских экспертиз решил проверить сети АЗС на наличие действительно зимнего дизтоплива и отобрал пробы в полутора десятках самых популярных сетей. И выяснил, на каком же из них можно смело кататься, когда за окном доходит до минус 25 по Цельсию.
Кто под прицелом?
Эксперты постарались сделать максимальную выборку, отобрав пробы в сетях как с всеукраинским статусом, так и у небольших и средних региональных ритейлеров. В сертифицированную лабораторию отправились образцы «тяжёлого» топлива с заправок WOG, ОККО, БРСМ-Нафта, Prime, Chipo, Klo, Amic, ANP, Glusco, Avantage 7, Motto, Shell, Sunoil, а также U.GO. Помимо товарных сортов, исследовали и фирменные «коктейли», обогащённые различными присадками. Исследования проводились по пяти основным параметрам, регулируемым ДСТУ 7688:2015: предельная температура фильтрации, цетановый индекс, содержание серы и температура вспышки.
«Обычный» дизель
Собственно, «обычного» дизельного топлива как такового и не осталось, все они маркируются как «евро». Первым делом эксперты испытали образцы в морозильной камере. Результаты оказались неожиданными – все пробы не просто соответствовали нормативам (минус 20 °С), а и продемонстрировали запас! Более того, три образца из 12 и вовсе оказались «арктическими». Дизельное топливо БРСМ-Нафта показало результат минус 34 °С, немного ниже у Prime ( – 33 °С ) и у Chipo ( – 32 °С ). По словам экспертов, такую заботу о потребителях они увидели впервые. Остальные участники также показали отличные результаты, с «минимальным» запасом у Amic в – 25 °С.
Далее замерили цетановый индекс, отражающий влияние на топливо присадок, улучшающих его цетановое число. Чем индекс выше, тем легче двигатель запускается в мороз и стабильней работает. На этот раз сложностей с преодолением порога в минимальные 46 единиц ни у кого не возникло. И снова наибольший "запас прочности" – у образцов БРСМ-Нафта (53,6 единиц) и Prime (53,5 единиц) , хорошие результаты также показали пробы Shell и Chipo.
Ну а что с главным врагом экологии и топливной системы – серой? При сгорании концентрат серной и сернистой кислот не только закоксовывает нейтрализаторы и топливную аппаратуру, но и раздражает слизистую оболочку человека. Если раньше с "повышенной кислотностью" мирились из-за неплохих смазывающих свойств серы, то с изобретением более совершенных смазывающих присадок сере объявлен бой. С каждой новой евронормой её должно оставаться всё меньше: принятый в 1999 году Euro-3 допускал наличие 350 ррm (мг/кг) серы в 1 кг, а введённый десять лет спустя (и ныне действующий в Украине) Евро-5 – не более 10 ррm. А вот здесь у двух образцов оказались проблемы. И если дизтопливо от ANP «поскользнулось» незначительно – 16,5 мг/кг, вместо 10 разрешённых, то в пробе, приобретённой на АЗС «Интерфло» в Киеве – 163 мг/кг! При длительном использовании в современных авто топлива с таким содержанием серы, могут произойти неприятные финансовые проблемы с ремонтом. Ну а лидирующая четвёрка (БРСМ-Нафта, Prime, Chipo, Avantage 7) уложилась в 5-7 мг/кг.
Ну и наконец температура вспышки. Данный параметр может показать, не попадали ли в «солярку» посторонние компоненты. Нарушений у участников не обнаружено, самые всокие показатели – у Shell и БРСМ-Нафта.
«Именные» сорта
Ели такие результаты демонстрирует «обычная» солярка, то что же будет с премиальными сортами, которые продаются на 1-2 гривны за литр дороже? И здесь ожидание не обмануло экспертов. Все образцы (Mustang diesel, Pulls diesel, БРСМ-Нафта ДТ Евро Плюс, V-Power, Ventus Diesel и отечественный SHEBEL ДТ) оказались «арктическими» сортами с запредельными показателями морозоустойчивости. «Фирменное» топливо от WOG, БРСМ-Нафта и SHEBEL ДТ выдержали температуру ниже 40 °С! Особенно порадовали результаты топлива отечественного SHEBEL ДТ – помимо заявленных показателей по температуре фильтруемости, в образце практически отсутствовала вредная сера – менее 3 мг/кг. Модернизация и контроль качества дают свои плоды. В целом, эксперты рекомендуют в случае необходимости выезжать в сильные морозы (особенно на длинные расстояния), заправляться только таким топливом.
Итого
Похоже, в сетях АЗС испугались морозов больше, чем сами автолюбители. В любом случае, такая подготовка к сильным морозам не может не радовать. И хотя сейчас пришло потепление, зима еще не раз напомнит о своих правах. Если же говорить о тенденциях на рынке, то эксперты фиксируют кардинальное уменьшение не кондиционного топлива в продаже. Очевидно, что репутация все-таки стоит намного дороже, чем сиюминутная прибыль. Тем не менее, не качественное дизельное топливо все ещё проскакивает на АЗС, даже в крупных сетях. Но на «подзаборных» заправках риск нарваться на «бодягу» несравненно выше, и копеечная экономия обратиться в дорогостоящий ремонт.
ДТ ЕВРО
Исследования по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному | Цетановый индекс (норматив – не менее 46 ед.) | Предельная температура фильтруемости, не выше,°С(норматив – для марки З ( - 20°С ), для марки Арктика ( - 30°С )) | Температура вспышки в закрытом тигле, С(норматив – не ниже 55, С) | Содержание серы, мгкг (норматив – не более 10 мг/кг) |
БРСМ-НАФТА (ДТ Евро) | 53,6 | – 34 | 64 | 5 |
SHELL (ДТ Евро) | 52.2 | –29 | 61 | 8 |
PRIME (ДТ Евро) | 53,5 | – 33 | 63 | 4 |
Chipo (ДТ Евро) | 53,5 | – 32 | 62 | 5 |
MOTTO (ДТ Евро) | 50,7 | – 28 | 55 | 9 |
AVANTAGE 7 | 51,4 | – 29 | 59 | 6 |
AMIC (ДТ Евро) | 51,7 | – 25 | 60 | 8 |
GLUSCO(ДТ Евро) | 51,6 | – 27 | 56 | 8 |
ANP (ДТ Energy) | 51,1 | – 31 | 58 | 16,5 |
SUN OIL (ДТ Евро) | 48,3 | – 29 | 59 | 7 |
KLO (ДТ Евро) | 48 | – 29 | 57 | 9 |
Интерфло | 52,1 | – 30 | 62 | 162,5 |
Премиальные «именные» сорта ДТ
Исследования по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному | Цетановый индекс(норматив – не менее 46 ед.) | Предельная температура фильтруемости, не выше,°С(норматив – для марки Арктика ( - 30°С )) | Содержание серы, мгкг (норматив – не более 10 мг/кг) |
WOG (Mustang Diesel) | 55,2 | Ниже – 37 | 3 |
SHEBEL ДТ | 54,9 | Ниже – 37 | менее 3 |
БРСМ-НАФТА (ДТ Евро Plus) | 55,0 | Ниже – 37 | 4 |
Shell (V-Power) | 54,6 | – 35 | 7 |
ОККО (Pulls Diesel) | 54,5 | Ниже – 37 | 7 |
KLO (Ventus Diesel) | 53,7 | – 33 | 8 |