Латать ямы вместе с коммунальщиками мы принялись в самом пробочном месте Киева — на ул. Гетьмана. Именно здесь, по нашим подсчетам, еще неделю назад было около сотни ям, теперь их всех нам предстояло залить похожим на черничный кисель раствором.
«Это — литой асфальтобетон, — учит нас мастер Константин. — Жидким он достигает температуры 180 градусов, а в яме остывает и затвердевает за 15—20 минут».
Для того чтобы успеть «остудить» раствор до того, как в него влетит какой-то автомобиль, мы ремонтируем дорогу целым кортежем: впереди едет автомобиль-котел «Мадро», который перевозит и поддерживает температуру раствора, за ним — машина с щебнем, машина-«прикрытие» и еще одна с компрессором. «Прикрытие» нужно, чтобы в нас никто не влетел, а компрессор — чтобы придать ямам ровную форму. Так по технологии положено: если диаметр ямы внизу и сверху будет отличаться, то латка быстро отлетит, а так и 5 лет может продержаться», — рассказывает нам главный инженер ДЭУ Соломенского района Вячеслав Хмарский.
Правда, рабочие тут же кривятся, мол, пятилетнюю гарантию на «латку» можно дать, если она не будет размываться водой, водители не будут в этом месте резко тормозить и т. д.
Рабочие говорят, что одну яму латают за минуту. Мы засекли — не врут. После инструктажа латать яму принялись мы, и дело затянулось на 10 минут: привези в телеге тяжелый бетон, залей его в яму, разровняй и сверху щебнем посыпь чтобы смесь к колесам едущих следом машин не прилипла. «Сложно?» — заулыбались рабочие. Они говорят, что самый большой их страх — водители.
«Проезжают мимо и орут на нас, мол, чего вы пробки создаете. Кто-то кричит, чтобы ночью дороги делали, а не сейчас, кто-то просто нецензурно выражается. Многие клеят на машины наклейки «Я ненавижу Автодор» и кичатся этим. А почему бы нам на наклеить себе, что ненавидим мажоров, которые наезжают на рабочих и убивают их, или что ненавидим фуры, которые игнорируют знаки и портят асфальт», — жалуются они. Больная тема здесь и воровство бетона.
«Это придуманный горожанами миф, что на ямочном ремонте можно что-то своровать. Тут каждая яма под расчет, а в машине с асфальтобетоном есть навигатор, через который руководство отслеживает, уклонился ли ты от маршрута или нет», — говорит нам Хмарский.
Сами рабочие говорят, что водители часто останавливаются и просят продать бетона, на что им отвечают — если хочешь дырку в машине, бери сколько сможешь.
В планах «Киевавтодора» отремонтировать до 20 апреля еще 90 тыс. кв. м ям, говорит нам гендиректор «Киевавтодора» Георгий Глинский. «Но ремонты будут проводить только днем. Ночью температура воздуха слишком низкая, материал не возьмется».