Вода при избыточном попадании в двигатель автомобиля и электроузлы может повлечь значительные затраты автолюбителям, ведь большинство страховых компаний не возмещают поломок, вызванных попаданием воды в двигатель, говорит инструктор-преподаватель "Драйв клуба "Альфа-щит" Алексей Пилипенко.
В интервью он рассказал, как уберечь автомобиль во время наводнения.
Какие меры должен принять водитель перед резким повышением температуры, когда снег начнет таять?
Нужно припарковать машину как можно выше. Ни в коем случае не оставлять ее на спусках, низинах и у решеток водостоков. Обычно такие решетки располагают в низине, они забиваются и за полдня-день автомобиль до порога зальет водой. Также не стоит ставить машину под деревьями и высокими зданиями. Старые деревья под тяжестью влаги часто падают. А из домов могут отвалиться сосули или открытые окна.
Какой максимальный уровень воды может безболезненно преодолевать автомобиль?
Все зависит от клиренса и приспособления к тяжелым дорожным условиям. Любой автомобиль без ущерба может преодолевать лужу, если уровень воды в ней не больше 2/3 диаметра колеса.
Как лучше проходить водную преграду в 2/3 диаметра колеса?
Только на пониженных передачах. Держите руль, разведите слегка локти. Это чтобы рулевое колесо не выбило из рук, ведь под водой может быть камень, кирпич или выбоина. Когда лужа на повороте, колеса держат параллельно кузову. Используйте ступенчатое управление, поворачивайте руль понемногу. Избегайте резких ускорений и экстренного торможения. Когда вода попадает на песок у бордюров, получается скользкое вещество, подобное глине. При ускорении машину может занести на нем в соседний ряд или на бордюр. Если тормозить резко, может произойти то же самое.
К каким еще экстренным ситуациям во время прохождения водной преграды нужно быть готовым?
Когда машина едет в воде, часто возникает аквапланирование - авто внезапно начинает "плыть" по воде, а руль крутится очень легко. Аквапланирование начинается внезапно, так же внезапно заканчивается. При такой ситуации советую не делать резких маневров, не тормозить, держать руль параллельно кузову. Худшее, что может произойти, так это когда автомобиль попадет колесом в открытый люк, разобьет подвеску, а в двигатель при этом зайдет вода. И если подвеску еще можно будет восстановить, двигателю придется делать капитальный ремонт с заменой деталей.
Как вода может попасть в двигатель? И какие именно детали силового агрегата могут испортиться?
Вода попадает в камеру сгорания двигателя через воздушный фильтр. Тогда на такте сжатия, когда оба клапана закрыты, поршень, двигаясь вверх, упирается в водную пробку. Давление внутри цилиндра существенно повышается. А двигатель, продолжая цикл, пытается довести шатун к верхней точке. Практически, поршни в одном или нескольких цилиндрах сразу останавливаются, а коленчатый вал, продолжая вращаться, принимает на себя огромные нагрузки. Он гнет шатуны, ломает пальцы поршней и часто ломается сам. Поршневую группу после гидроудара, как правило, полностью меняют. Это обходится в десятки тысяч гривен. Особо опасен гидроудар для дизелей.
Как будет вести себя двигатель, получивший гидроудар?
Машина сразу заглохнет. Если двигатель "хлебнул" немного воды, достаточно подождать 3 минуты, а затем снова попытаться завести машину. За это время капли воды должны испариться из моторного отсека. Если вы подождали более 10-15 минут, а двигатель все равно не заводится и вы стоите в большой луже, то воспользуйтесь стартером. Включите первую передачу и держите постоянно повернуто ключ зажигания. Тогда будет работать только стартер, он вытащит автомобиль из водоема. В такой ситуации не стоит открывать дверь, потому что вода может зайти в салон. Об этом в подобных ситуациях забывают даже водители с опытом. После этого нужно разбирать и просушивать весь салон, проверять все контакты на предохранителях, реле и так далее.