Автовод

Какие прорехи в законодательстве допускают временный ввоз: "Временная" тема

15.04.2013 р. в 11:07 | «Автоцентр»

16 лет назад временный ввоз автомобилей в Украину был темой № 1 в автомобильной «тусовке». Все возвращается на круги своя – сегодня он возродился, только уже совсем под другим «соусом».

В последнее время в нашей стране появилось множество машин, пребывающих на регистрации в ближайшем зарубежье. Особенно много их в западном регионе, где в глаза бросаются автомобили с номерными знаками Венгрии, Словакии, Чехии, Польши, Румынии. На севере Украины и в столице – не редкость литовские легковушки. За их рулем отнюдь не «интуристы», а местные жители, которые ездят на «чужестранцах» по простой причине: это выгодно экономически. Действительно, вследствие больших таможенных налогов и сборов в нашей стране подержанная «иномарка» стоит на порядок дороже, чем аналогичная машина в соседних странах. К примеру, у нас «четвертый» Golf 10–12-летнего возраста оценивается в эквиваленте 10–12 тысяч долларов, в то время как на перенасыщенном предложениями вторичном рынке «у них» он стоит 3-4 тысячи евро. Что называется, почувствуйте разницу! Cегодня существует несколько способов вполне легально передвигаться на автомобиле, зарегистрированном в другом государстве.

Туда-обратно

Можно ввезти «в лоб» автомобиль на «чужих» номерах, получив доверенность у владельца – гражданина другой страны. Согласно ст. 95 Таможенного кодекса Украины, а также ст. 11 «Временный ввоз гражданами транспортных средств на таможенную территорию Украины» Закона Украины «О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, которые ввозятся (пересылаются) гражданами на таможенную территорию Украины» это разрешено. Но такая машина может пребывать на территории Украины не более пяти или не более десяти суток, если ТС покинет нашу страну через другой пункт пропуска (то есть находилось в стране транзитом). Для многих жителей приграничных городов, расположенных в 20–30 км от границы, не проблема раз в пять дней съездить туда и обратно (тем более что многие из них бывают за рубежом еще чаще). Разумеется, украинец, который ездит за рулем по доверенности, не вправе распоряжаться данным автомобилем (поставить на учет, продать, оформить доверенность и т. д.). Впрочем, к этому методу передвижения на «чужестранце» в западных областях прибегают все реже, поскольку появились гораздо более удобные, хоть и менее законные способы.

Игры в иностранцев

Потомки граждан многих европейских стран, проживающие в приграничных областях, могут получить гражданство по упрощенной схеме. Рассмотрим способ «легализации» для жителя Закарпатской области на примере Венгрии. Для этого этническому венгру (которых в этих краях немало) достаточно предоставить документы родственников (свидетельство о рождении), подтверждающие, что на территории области в конкретный исторический период (до 1920 г. и в 1939–1944 гг.) проживали прямые венгерские родственники того, кто желает получить гражданство. Кроме этого, потребуется знание венгерского языка, что также не является проблемой для тысяч жителей Закарпатья. После того, как «кандидат» успешно принес присягу, ему выдают сертификат, подтверждающий, что он является гражданином Венгрии. Следующий шаг – стать владельцем так называемой «карточки прописки», позволяющей получить венгерский загранпаспорт. После этого «квазивенгру» достаточно оформить прописку на территории Венгрии, и тогда он даже без «айди кард» – внутреннего венгерского паспорта – может приобретать автомобиль в Венгрии без каких-либо ограничений и там поставить его на учет на свое имя. При этом новому владельцу требуется оформить страховой полис и уплатить соответствующие налоги, а также пройти технический осмотр. Затем «почтивенгр» может спокойно ездить на территории Украины на протяжении года, после чего ему снова необходимо пересечь государственную границу. Правда, без процедуры временной регистрации (постановки на учет в органах ГАИ МВД Украины) допустимый срок пребывания машины в Украине гораздо меньше – всего 60 дней, после которых нужно вновь пересечь границу. Впрочем, «почтивенгры» все равно ездят за рубеж гораздо чаще, поэтому такой нюанс их совершенно не беспокоит. Венгерский «загран» предоставляет и другие преимущества: его обладатель проходит границу по «зеленому коридору» для граждан Евросоюза, а не стоит в очереди с жителями СНГ. Вдобавок отпадает необходимость в «шенгене», авто с венгерскими номерами в Венгрии (да и в других странах Европы) привлекает гораздо меньше внимания, чем машина, состоящая на учете в Украине. Единственное «но» – благодаря такому поступку гражданин Украины приобретает двойное гражданство, что запрещено нашим законодательством. Ведь у всех «псевдоиностранцев» при этом сохраняется полный комплект украинских документов, по которым они спокойно учатся и даже работают в нашей стране! А во время пересечения границы и езды на автомобиле с «чужими» номерами предъявляют соответствующие «иностранные» документы – загранпаспорт, страховку и техпаспорт автомобиля. Как правило, в нашей стране и при пересечении границы на сочетание венгерского паспорта и украинских водительских прав смотрят сквозь пальцы и гаишники, и пограничники. Но если ездить за рубежом постоянно, то внимательные европейские полицейские могут придраться к тому, что гражданин одной страны почему-то имеет водительское удостоверение, выданное другим государством… При желании можно пойти еще дальше и сделать венгерские права, но при этом придется лишиться украинской «корочки». Впрочем, отдельные ушлые граждане умудряются заявить об утере украинских документов и получить в Украине новые, благодаря чему у них появляются два полных комплекта бумаг, дающих возможность ездить как на автомобиле с украинскими номерами, так и на «чужаке».

Словакия нам поможет

В случае с Венгрией для получения гражданства и последующего приобретения машины на «чужих» номерах необходимо знать государственный язык, а также выезжать за рубеж каждые два месяца. Еще одно соседствующее с Украиной государство – Словакия не требует ни первого, ни второго: законодательство позволяет быть совладельцем автомобиля гражданину любой другой страны. Достаточно найти там же «держателя» авто, то есть сначала необходимо зарегистрировать эту машину на гражданина Словакии, вписав при этом в техпаспорт себя в роли совладельца. Затем указанный «держатель» как резидент Словакии абсолютно законно въезжает на территорию Украины. После этого украинский владелец автомобиля на словацких номерах может ездить на нем по Украине 365 дней. А дальше – процедура вывоза авто «держателем» на историческую родину, оформление новой страховки, ввоз по новой, и можно ездить еще год… Как и в первом случае, владелец «словацкой» машины обязан пройти технический осмотр (TK+EK) и приобрести страховой полис на год.

«Работаю на Запад»

Третья схема является видом «бизнеса» многих компаний, ведущих международную деятельность (или изображающих ее). Пользуясь Стамбульской конвенцией, принятой в 1990 году и ратифицированной Украиной в 2004-м, предприниматели из Польши, Литвы или Чехии регистрируют на свою фирму автомобили, которые понравились украинским покупателям и выкуплены ими у любого владельца. После этого в соответствии с Конвенцией оформляют на резидента Украины, желающего стать «владельцем» машины, весь пакет документов, позволяющих ему спокойно кататься на территории нашей страны 365 дней. Де-юре покупатель не является собственником авто, а лишь управляет им как работник иностранной компании, оформленный по трудовому контракту. Год спустя ему будет необходимо выехать за рубеж и вновь ввезти автомобиль, предварительно продлив доверенность (и контракт) от фирмы-собственника. Минус такого варианта – юридический владелец автомобиля может исчезнуть или не заплатить налоги, вследствие чего участник этой авантюры при последующем выезде за рубеж может столкнуться с серьезными проблемами. Да и вовсе не факт, что таможенная служба захочет впустить нерезидента за рулем такой машины на максимально предусмотренный срок в 365 дней – гораздо чаще наши службы ставят штамп о необходимости покинуть страну через 5 дней, как в случае с транзитом. Знающие люди говорят, что поставить нужный штамп помогают индивидуальные договоренности и сумма в несколько сот долларов. Существуют также фирмы и индивидуальные предприниматели, которые берутся привезти в нашу страну любой автомобиль из Литвы или Польши на условиях Стамбульской конвенции за вознаграждение примерно в 2000 долларов.

Зачем платить больше?

Таким образом, сейчас многие украинцы активно приобретают за рубежом как относительно недорогие (от 3 до 5 тысяч евро) подержанные машины, так и довольно свежие и недешевые автомобили премиум-класса, пользуясь прорехами в законодательстве и упрощенной процедурой получения гражданства или шенгенской визы. Украинское же государство предпочитает пока «не замечать» тысячи наших соотечественников за рулем машин с иностранными номерами. Авто с иностранной регистрацией оказывают серьезное влияние и на первичный рынок. Ведь во многих западных областях падение продаж новых авто во многом связано именно с тем, что регионы буквально наводнены дешевыми «иностранцами». Многие не отказываются от соблазна и приобретают по цене новой малолитражки В-класса престижный кроссовер на словацких или венгерских номерах.

Мнение Гостаможслужбы

Временный ввоз гражданами-резидентами ТС личного пользования позволяется сроком до 1 года под письменное обязательство на обратный вывоз с уплатой всех таможенных платежей, которые в соответствии с Законом должны быть уплачены при импорте таких ТС. Конвенцией о временном ввозе (Стамбул, 1990 год) определено, когда ТС личного пользования может быть ввезено с условным освобождением от ввозной пошлины и налогов. Оно производится при условии, что такие ТС зарегистрированы на территории, не являющейся территорией временного ввоза, на имя лица, которое зарегистрировано или проживает за пределами территории временного ввоза, и ввозится и используется лицами, проживающими вне такой территории (ст. 5 Дополнения С к Конвенции). То есть эти льготы существуют только для граждан-нерезидентов и не распространяются на ТС, ввозимые гражданами-резидентами. При этом такие ТС могут использоваться на территории Украины только теми гражданами, которые ввезли их в нашу страну, не могут быть переданы другим лицам, разукомплектованы или применяться с целью предпринимательской деятельности.

Мнение ГАИ

В соответствии с п. 29.1 Правил дорожного движения водитель механического транспортного средства (ТС), прибывший в Украину из другой страны, должен иметь при себе регистрационные документы на ТС и удостоверение водителя, отвечающие Конвенции о дорожном движении (Вена, 1968). На автомобиле должен быть установлен номерной знак с буквами латинского алфавита и опознавательный знак государства, в котором он зарегистрирован. Также водитель должен предъявить по требованию автоинспектора другие документы, определенные п. 2.1 Правил дорожного движения (ПДД) – страховку автогражданской ответственности, разрешение на перевозку опасного груза, нанесение рекламы и т. д. В соответствии с требованиями п. 29.2 ПДД транспортное средство, которое пребывает в международном движении на территории Украины более двух месяцев, должно быть временно зарегистрировано в Госавтоинспекции (кроме ТС иностранцев, которые прибыли в Украину на лечение или отдых с соответствующими путевками на определенный Гостаможслужбой срок). При этом управлять ТС, не зарегистрированным в Госавтоинспекции, запрещено (п. 2.9 ПДД). За нарушения этого требования предусмотрена ответственность согласно ч. 6 ст. 121 КоАП (штраф 170–255 грн.), а повторное на протяжении года нарушение – ч. 7 ст. 121 (255–310 грн. или общественные работы на 30–40 часов с оплатным изъятием ТС или без такового). Порядок и основания для временного задержания ТС работником Госавтоинспекции определены «Порядком временного задержания...». Работники Госавтоинспекции не имеют непосредственного доступа к базам данных относительно пересечения границы ТС.
 

Автоновини

14:36Ремонт форсунок на дизельном авто
11:49Стало відомо дату відкриття Подільсько-Воскресенського мосту в Києві
14:53Швидкісні ліміти на окремих вулицях: в Києві до 80 км/год, в Дніпрі - до 70
19:41Диагностика и ремонт двигателя в Турбо Дизель Сервис
14:25Найти подержанное авто: секреты выбора доступных вариантов
11:31Найти авто для приобретения: лучшие ресурсы и полезные фишки.
17:46Master Care Shop - магазин автокосметики та автохімії, високоякісні продукти для догляду за автомобілем
01:22Нова Hyundai Sonata програла битву кросоверам
17:50Як швидко і вигідно продати автомобіль в Житомирі
16:46Когда делать диагностику ходовой и зачем она нужна?
Всы автоновини

Цікаві автостатті

Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування
Особенности летних шин для легковых автомобилей
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві
Всі статті