Об этом рассказали менеджер, а также собственник компаний – импортеров топлива, передает ЛІГА.net.
Если прекращение поставок ДТ в Украину российские поставщики аргументируют запретом властей РФ на экспорт нефтепродуктов, которые могут быть использованы украинской армией, то сокращение экспорта сжиженного газа не объясняется вообще никак.
Такие действия уже привели к удорожанию ДТ на альтернативных маршрутах поставки и серьезному росту стоимости автогаза на АЗС по всей стране. За последние две недели цены на газовых заправках выросли на 25% и продолжают стремительно расти.
Эксперты выяснили, есть ли политические мотивы в ограничении поставок топлива в Украину и как это отразится на ценах на АЗС.
Дизельное топливо
Россия является вторым по объемам после Беларуси поставщиком дизельного топлива в Украину. По данным консалтинговой компании UPECO, в августе доля российских поставщиков в общем объеме импорта ДТ составила около 40% (180 000 тонн). Больше Украина импортирует только из Беларуси.
Напряжение с поставками российских нефтепродуктов украинские импортеры начали испытывать еще с августа этого года, рассказал собственник нефтетрейдинговой компании. Российские продавцы начали запрашивать у своих украинских контрагентов справки о конечных потребителях продукта, объясняя это запретом на поставки нефтепродуктов, которые могут в дальнейшем быть использованы украинской армией.
"Тогда это было формальностью и никто серьезно не воспринимал такие запросы, – говорит он. – Но уже с конца сентября без такой справки от трейдеров российские компании отказывались подписывать какие-либо договоры и контрактовать нефтепродукты. При этом непонятно, у кого украинские компании должны были брать эту справку".
Экспорт бензина и дизтоплива был ограничен по распоряжению Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, отмечает аналитик UPECO Александр Сиренко.
"Фактически это касается всех нефтепродуктов, которые могут быть использованы украинской армией. Но запрет коснулся в первую очередь дизельного топлива, – говорит он. – Дошло до того, что российские продавцы просто возвращали трейдерам предоплату за топливо".
Такие ограничения привели к резкому снижению объемов российского дизтоплива на рынке и его удорожанию у других поставщиков. За десять дней октября, по данным Государственной фискальной службы, Украина импортировала из России около 33 000 тонн дизельного топлива, или 18% всех поставок, против 40% в августе.
"С конца прошлой недели отгрузки дизтоплива из России вовсе остановились, – рассказывает собственник нефтетрейдера. – Мы просто перестали контрактовать ресурс до прояснения ситуации".
Рынок достаточно диверсифицирован, ресурса хватает. На прошлой неделе возобновились поставки дизельного топлива по морю через Херсон и порт Южный, также увеличены объемы импорта из Польши и Литвы.
Впрочем, дефицита дизельного топлива на украинском рынке ожидать не приходится, считает директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. "Рынок достаточно диверсифицирован, ресурса хватает, – отмечает он. – На прошлой неделе возобновились поставки дизельного топлива по морю через Херсон и порт Южный, также увеличены объемы импорта из Польши и Литвы".
Сжиженный газ
Если для ограничения поставок ДТ из России есть формальные причины, то резкое снижение поставок сжиженного газа в Украину российскими компаниями никак не аргументируется. В перечне ФСТЭК автогаз не значится как товар двойного назначения и не может быть использован ВСУ.
Тем не менее основной поставщик автогаза в Украину российская Роснефть в пять-шесть раз снизила отгрузку ресурса с конца сентября, сообщил менеджер компании-трейдера.
"Еще в сентябре из России в сутки поступало в среднем 1 500-3 000 тонн сжиженного газа, а сейчас отгрузка идет в объеме не более 500 тонн, – говорит Сиренко. – При этом какие-то разумные объяснения с российской стороны отсутствуют".
Российский сжиженный газ сейчас занимает около 70% в доле импорта, поэтому заместить его продуктом из других направлений в короткий период времени очень сложно.
Российский сжиженный газ сейчас занимает около 70% в доле импорта, поэтому заместить его продуктом из других направлений в короткий период времени очень сложно.
"К искусственным проблемам с российскими поставками добавились еще два фактора, – говорит Куюн. – Это остановка Мозырьского НПЗ на ремонт и переход Речицкого газоперерабатывающего завода (Беларусь) на производство раздельных фракций (отдельно пропан и бутан – ред.)".
Все это сказалось на внутренних ценах. С начала октября средние розничные цены на газовых заправках повысились на 25% – с 7,9 до 9,8 грн/литр.
"Учитывая небольшие запасы топлива у продавцов и ограниченные поставки из России, в ближайшее время сжиженный газ в Украине продолжит дорожать", – считает Сиренко.
"Мы не видим четкого месседжа, что что-то изменится в лучшую сторону, – сказал глава группы компаний WOG Сергей Корецкий на конференции LPG Ukraine 2015. – Сейчас существует эмбарго и по нефтепродуктам, и по газу. По нашему мнению, до конца года поставки не возобновятся".