К сожалению, падение покупательной способности у многих отодвинуло реализацию мечты о покупке автомобиля в автосалоне на неопределенный срок. А ездить хочется, не говоря уже о том, что для некоторых автомобиль — средство заработка. Оценив свои скромные накопления, многие задумываются о приобретении машины на вторичном рынке.
ЧТО МОЖЕТ ЖДАТЬ. Покупка автомобиля с пробегом — непростая, а порой и рискованная задача, во многом напоминающая лотерею: можно получить отличный экземпляр с небольшим пробегом, а можно восстановленный после серьезной аварии либо "миллионник" после многолетней работы в такси. Худший вариант — и вовсе угнанный автомобиль. Как этого избежать? Единственный способ — тщательная и всесторонняя проверка автомобиля перед покупкой. Хотя нет, есть еще один: ни в коем случае не берите с собой деньги на первый осмотр автомобиля по объявлению или при посещении авторынка. Это позволит не принимать недостаточно обдуманных решений под воздействием эйфории от поездки с ветерком.
Покупателю в первую очередь нужно обращать внимание не только на документы, но и на "внешность" авто, не стесняясь заглядывать под днище, проверять жидкости, лакокрасочное покрытие и другие детали.
Документы, кредиты и подозрительность
Начинать знакомство с автомобилем лучше всего с документов. Это значительно экономит время, поскольку нет смысла долго изучать состояние авто и тем более ехать на диагностику, если с бумагами что-то не так.
Чаще всего от недавней покупки избавляются перекупщики.
Обратите внимание, нет ли в свидетельстве о регистрации автомобиля отметки о кредите, а если есть — убедитесь в наличии у продавца справки о его погашении. Поинтересуйтесь, как долго у продавца этот автомобиль. Хорошо, если перед вами его первый владелец — во многих случаях это лучший вариант покупки. Если же продавец сам недавно стал обладателем этой машины — насторожитесь. Чаще всего от недавно приобретенного авто пытаются избавиться перекупщики (о них — чуть позже). Либо же автомобиль оказался проблемным — например, был в аварии или постоянно требует ремонта. Конечно же, бывают обстоятельства, когда человеку внезапно нужны деньги, и ему приходится расставаться с недавней покупкой, но в этом случае он точно не откажется от тщательной диагностики на СТО.
Об оформлении покупки логичнее было бы упомянуть уже в конце, если бы не одно "но" — лучше обсудить это с продавцом сразу. Крайне не рекомендуем приобретать автомобиль по доверенности, ведь ее можно в любой момент аннулировать, после чего заявить об угоне. Нужно однозначно настаивать на полном переоформлении авто с соблюдением всех норм законодательства, а если продавец отказывается — дальнейшее знакомство с ним и автомобилем не имеет смысла. Если же все в порядке, можно начинать осмотр.
Кузов: смотрите на краску и днище
Это самая дорогая часть авто, поэтому начинать осмотр нужно именно с нее. Обратите внимание на состояние лакокрасочного покрытия, его однотонность. Признаки локальной перекраски нестрашны, поскольку, скорее всего, говорят о незначительных повреждениях, которые владелец не особо старается скрыть. Гораздо больше вопросов, если автомобиль перекрашивался целиком, особенно когда речь идет о 3—5-летнем экземпляре: скорее всего, это сделано для сокрытия серьезных дефектов.
Также необходимо уделить внимание зазорам: их неравномерность говорит о возможных проблемах с геометрией кузова, возникших из-за ДТП.
Следующий этап — осмотр на предмет коррозии. Ее самые распространенные очаги находятся под резиновыми уплотнителями, ковриками салона и багажника, в колесных арках и порогах. Во время визита на СТО — а он обязателен перед окончательным принятием решения о покупке — нужно внимательно проверить днище. Причем больше ржавчины должна насторожить свежая антикоррозионная обработка: она, скорее всего, скрывает серьезные изъяны. Заодно внимательно осмотрите двигатель, трансмиссию и тормозные суппорты: нигде не должно быть признаков течи масла и тормозной жидкости.
После внешнего осмотра можно познакомиться с салоном. Но прежде стоит поочередно открыть и закрыть все двери, капот и багажник: все эти действия должны производиться примерно с одинаковым усилием. В салоне должно быть чисто и уютно, все органы управления, приборы и индикаторы — быть на своих местах и работать. Наличие явно нештатных переключателей, индикаторов, а тем более предохранителей говорит о вмешательстве в электропроводку. Как это будет потом работать и где в случае неисправности искать схему внесенных новшеств, неизвестно.
Техсостояние до зажигания и после
Итак, если автомобиль внешне вас вроде как устроил, пришла пора его завести. Но прежде откройте капот и осмотритесь: двигатель и подкапотное пространство должны быть чистыми. В то же время если все слишком блестит — значит, двигатель мыли перед самой продажей. Следовательно, нужно заглянуть под капот и после тестовой поездки: она может показать скрытые мойкой потеки масла или тосола. Все шланги, трубки и патрубки должны быть без трещин и следов ремонта (склеек, латок, скотча, изоленты и так далее). Уровни всех жидкостей должны быть в норме, а сами жидкости — чистыми, нужных цветов и без механических частиц.
ТЕПЕРЬ ЗАВОДИТЕ. Современный двигатель заводится с пол-оборота при любой температуре и должен с первых секунд работать равномерно, без "троения" и плавающих оборотов (они могут лишь уменьшаться по мере прогрева). Если автомобиль "дергается", значит, двигатель нуждается в ремонте, и аргументы в духе "он еще не прогрелся" можно смело игнорировать.
Во время тестовой поездки обратите внимание на то, как машина слушается газа и тормозов, насколько четко и без проблем включаются все передачи. Прислушайтесь: ничего ли не скрипит и не стучит, особенно при полностью вывернутом руле. Автомобиль должен уверенно держать выбранное направление. Если его уводит в сторону — значит, есть проблемы в ходовой или, что еще хуже, в геометрии кузова. При этом меньше слушайте продавца: конечно, он попытается убедить вас, что достаточно сделать недорогой развал-схождение, даже если дело в "поведенных" лонжеронах.
И даже в том случае, если по результатам всего перечисленного вы уже готовы доставать кошелек — не торопитесь. Обязательно посетите станцию техобслуживания для полной диагностики: ее стоимость — ничто по сравнению с ценой возможных проблем, а тем более с безопасностью на дороге.
Перекупщики — неплохие психологи
Перекупщик — довольно малоприбыльная профессия, если действовать в ней исключительно честными методами. Поэтому от кристальной искренности эта публика страдает редко. В основном их работа заключается в том, чтобы найти автомобиль подешевле — например, после аварии, привести его в товарный вид и продать подороже. Разумеется, приведение в товарный вид заключается, прежде всего, в работе над внешним видом и маскировке недостатков. Что же касается технического состояния, то здесь вся работа состоит в том, чтобы заставить автомобиль проехать без проблем несколько сотен километров. В лучшем случае для этого используются самые дешевые запчасти, в худшем — химические вещества для поднятия компрессии, устранения течи в радиаторе и маскировки других возможных неисправностей. Этих веществ в продаже великое множество, вот только предназначены они лишь для того, чтобы дать автомобилю доехать до ближайшей СТО. О методах кузовных и малярных работ для устранения (а скорее — маскировки) признаков аварий или коррозии можно писать книги.
О методах скрыть недостатки и следы аварии или коррозии можно писать книги.
Но итог у этого всегда один: покупатель получает идеальный внешне автомобиль. Он отлично заводится, в нем ничего не стучит, не скрипит. В лучшем случае через пару месяцев владелец сталкивается с массой неприятностей и в итоге находит грамотного автомастера, который рассказывает ему истинное состояние его покупки. Продавца, разумеется, давно и след простыл.
ВЫХОД ОДИН. Можно ли избежать подобной ситуации? Да, и сделать это совсем несложно: никогда не приобретать автомобили у перекупщиков. Но как же их распознать? И снова никаких сложностей — достаточно обратить внимание на документы. Характерный признак перекупщика: генеральная доверенность, выписанная на него совсем недавно, обычно всего пару месяцев назад — ровно столько, сколько необходимо, чтобы "подшаманить" машину. Разумеется, вам немедленно выдадут заранее заготовленную историю о том, что авто купили по "генералке", чтобы сэкономить на регистрации. А тут вдруг внезапно понадобились деньги, иначе он ни за что на свете не продавал бы такой замечательный автомобиль. Разумеется, при таких обстоятельствах нужно немедленно отказаться не только от покупки, но и от дальнейшего общения с таким продавцом. Они умеют убеждать и за годы своей деятельности научились неплохо разбираться в людях, используя их азарт и желание поскорее оказаться за рулем давно желанного авто.
Пробег — не показатель
Пробег автомобиля непосредственно влияет на его цену. Поэтому находится немало желающих перед продажей слегка его подкорректировать, тем более что это не представляет никаких сложностей. И неважно, какой счетчик установлен в автомобиле, механический или электронный.
Как узнать истинный пробег автомобиля? Если машина относительно свежая, можно попросить сервисную книжку, изучить информацию о плановых техосмотрах. Даже если после истечения гарантийного срока автомобиль обслуживался не на официальном сервисе, по временным интервалам имеющихся ТО можно приблизительно понять среднегодовой пробег.
САМ ПРОГОВОРИЛСЯ. Иногда поймать продавца на обмане можно из его же речи. Например, если он начинает рассказывать, как тщательно ухаживал за автомобилем, подкрепляя свои слова списком замененных запчастей. Несложное сравнение планового ресурса тех или иных деталей с заявленным пробегом может вызвать справедливые сомнения в духе "а зачем менять или перебирать коробку передач при пробеге в 20 тысяч?". Правда, для этого нужны довольно глубокие знания.
Пробег автомобиля, указанный на его одометре, — не показатель, если он не подкреплен более весомыми аргументами. Такими, как уже упомянутая сервисная книжка, состояние салона, но лучше — тщательная диагностика автомобиля профессионалами. Причем найденными вами, а не продавцом.
Признаки бывшего такси
Автомобиль после нескольких лет работы в такси — частый гость на авторынках или виртуальных площадках продажи. Обычно его представляют как машину не старше трех-пяти лет с пробегом, соответствующим "среднестатистическим" 15—20 тыс. км в год. На самом же деле пробег таксиста в столице, к примеру, может составлять 100—150 тысяч ежегодно, и в итоге новому владельцу достается экземпляр после жесткой эксплуатации в тяжелых городских условиях с бесконечными пробками, постоянной спешкой и дешевым топливом. Сколько такой автомобиль проживет до капитального ремонта, не знает никто. Разумеется, отдавать деньги за подобный металлолом не хочется, так что лучше узнать, как его распознать.
СМОТРИТЕ НА КРЫШУ. Прежде всего, автомобиль-извозчик выдает салон. Ведь даже тщательная уборка и химчистка не могут замаскировать износ сидений, дверных карт, ремней безопасности и других элементов интерьера. Если состояние салона явно не соответствует заявленным нескольким десяткам тысяч пробега — лучше сразу отказаться от покупки, не слушая аргументов продавца. Еще один момент, который нередко выдает бывшее такси — его крыша. При внимательном осмотре можно обнаружить прямоугольный участок, где краска не так выгорела на солнце — то самое, где стояли "шашечки". Его, конечно, будут тщательно маскировать, но полностью это можно сделать, лишь перекрасив крышу. Кстати, если она таки полностью перекрашена, это тоже недвусмысленный намек для вас.
Самое важное: проверка в МРЭО, учет и страховка
Итак, выбор сделан — теперь нужно не забыть о формальностях. Прежде чем заключать с продавцом договор купли-продажи, не поленитесь проверить, не числится ли авто в угоне, под арестом или в залоге — это можно сделать в ближайшем МРЭО или в компании, оказывающей такую услугу, причем нередко параллельно с оформлением купли-продажи.
Теперь осталось поставить автомобиль на учет, оформить страховку и наслаждаться покупкой.