"У нас не было никаких причин для подозрений. Мы думали, что машины окажутся чистыми", - именно с этой фразы началось падение немецкого концерна Volkswagen, который по итогам прошлого года впервые в своей истории стал крупнейшим в мире производителем автомобилей. Автор этих слов - американский эколог Джон Джерман, проводивший независимые исследования показателей выбросов дизельных автомобилей Volkswagen. По его словам, это было задумано с благой целью - на практике доказать, что дизельные двигатели могут быть экологически чистыми, подтвердив данные их производителей. Но все пошло не по плану. В лаборатории тесты показали отличные результаты, а вот в дорожных условиях все оказалось с точностью до наоборот. Показатели Volkswagen Jetta превысили допустимые в США нормы выбросов оксида азота от 15 до 35 раз, а Volkswagen Passat - в 20 раз. Чтобы найти объяснение такому разбросу, были проведены дополнительные исследования в университете Западной Вирджинии, по итогам которых выяснилось: в машины немецкого производителя встроено "читерское" оборудование, которое включает специальные фильтры при прохождении тестов на содержание вредных веществ в выхлопных газах и выключает их при обычной эксплуатации авто. Таким образом, Volkswagen без существенных доработок своих машин обходил требования американского законодательства, экологические нормы которого на порядок жестче, чем в Евросоюзе. Цена вопроса была велика - только в прошлом году концерн продал в США около 600 тыс. автомобилей, или почти 6% от общемирового объема реализации. При этом ставка при продажах делалась на то, что дизельные авто являются не только более экономичными по сравнению с бензиновыми аналогами, но и более "чистыми".
Дальнейшее развитие событий было стремительным и бурным. Гендиректор Volkswagen Мартин Винтеркорн, который еще недавно почивал на лаврах, обойдя извечного конкурента Toyota, добровольно ушел в отставку со словами: "Я шокирован событиями последних дней". Оскандалившийся автопроизводитель зарезервировал почти треть своих свободных средств (около 6,5 млрд евро) для устранения обнаруженных проблем, признав, что продал по всему миру порядка 11 млн машин с "читерским" ПО, которые ему придется отозвать. Однако американские власти пригрозили нарушителю штрафом на рекордную сумму в $18 млрд. Проблемы стали возникать по всему миру. В европейских штаб-квартирах Volks-wagen начались обыски, в ряде стран продажи авто были приостановлены, а капитализация концерна рухнула почти на треть и сейчас составляет немногим более 50 млрд евро.
При этом, кажется, черная полоса может затянуться надолго: недавно стало известно, что финансовая группа Bentham возглавила пул инвесторов Volkswagen, планирующих отсудить у компании 40 млрд евро компенсации. Для этого Bentham уже наняла юристов компании Quinn Emanuel, имеющей значительный опыт в подобных спорах по всему миру. Так что не исключено, что Volkswagen вскоре вообще может оказаться перед угрозой банкротства. Отягчающим обстоятельством для немцев стало то, что высшее руководство автогиганта в Германии, по данным Bloomberg, не только знало, но и курировало испытания мошеннического программного обеспечения. И если какие-то автомобили не могли пройти тесты, из штаб-квартиры Volkswagen высылалась специальная группа инженеров для устранения "неполадок".
Претензии также могут быть предъявлены и другим производителям авто из Германии, уже начаты соответствующие проверки машин, выпускаемых концернами BMW и Daimler (Mercedes-Benz). И хотя канцлер Ангела Меркель считает, что репутация немецкой промышленности из-за "дизельного скандала" не пострадала, все может оказаться гораздо печальнее, чем она полагает. Volkswagen со своим слоганом Das Auto был лицом немецкого автопрома, который теперь в глазах многих потребителей может выглядеть отраслью, допускающей сознательный обман потребителей. А это очень серьезный репутационный удар. Наконец, есть и самая глобальная проблема, которую создало руководство Volkswagen и которая грозит кардинально изменить мировой автомобильный рынок. Скандал бьет по всем без исключения дизельным авто, возвращая им имидж "грязных машин", от которого их производители десятилетиями пытались избавиться. Эпицентром этого движения становится Великобритания - крупнейший автомобильный рынок Европы. В одной из последних статей на тему "дизельного скандала" под названием "Грязные секреты" влиятельное британское издание The Economist сделало предположение, что итогом этой истории может стать крах дизельного автопрома в мировом масштабе. И этому должны быть больше всех рады производители набирающих популярность электрокаров, позиционирующих их как самые экологически безопасные машины. Тот факт, что для производства электричества, как правило, используется один из самых грязных видов топлива - каменный уголь, который обеспечивает рекордный выход того же оксида азота даже по сравнению с нефтепродуктами, потребителей, как показывает практика, особо не трогает. И усилиями Volkswagen эта отрасль, похоже, получит самый ощутимый толчок за свою историю.
Volkswagen начал терять рынок ЕС
Скандал, разразившийся вокруг Volks-wagen, негативно повлиял на рыночную долю немецкого автомобильного гиганта. По итогам сентября общий объем продаж компании в странах Евросоюза хоть и вырос (на 8,4%, до 315,9 тыс. авто), однако по темпам роста он уступил конкурентам. На порядок лучшую динамику продемонстрировали BMW (рост составил 17,8%) и Daimler (18,6%), а также FCA Group (15,6%). Лучше других осечкой Volkswagen воспользовались японцы - рост продаж Nissan составил 24,5%, Mazda - 29,4%. Крупнейший японский автоконцерн Toyota за указанный период нарастил продажи в Евросоюзе на 10,2%. Из-за этого доля Volkswagen на европейском рынке сократилась с 26,5% в августе до 23,3% в сентябре.