Кто и как часто будет проводить техосмотр
Техосмотр, как рассказали в Министерстве инфраструктуры, можно будет пройти почти на любой станции технического обслуживания (СТО). Для этого в штат станции должны нанять обученного эксперта. "СТО будет заинтересовано в том, чтобы иметь в своем штате такого эксперта. Он будет иметь право подписи и пройдет специальное обучение", – рассказали в министерстве.
Заставлять СТО нанимать в свой штат экспертов, говорят чиновники, никто не может. Некоторые станции техосмотра вероятнее всего давать оценку технического состояния автомобиля не будут.
О том, сколько придется тратить на подобный техосмотр, в Министерстве инфраструктуры пока не знают. На критику и заявления о том, что возвращения техосмотра вернет коррупционную составляющую, чиновники отвечают – ГАИ и МРЭО к проверкам никакого отношения иметь не будут, а на СТО, вероятнее всего, будет действовать постоянный тариф на проведение оценки состояния транспорта.
Для грузовых автомобилей и автобусов, техосмотр которых обязателен и сейчас, новые правила ТО введут в первую очередь. "С момента принятия разработанного Мининфраструктуры законопроекта нововведения будут вступать в силу постепенно, в течение 2015-2022 годов. В первую очередь, они будут касаться коммерческих транспортных средств, которые осуществляют перевозку грузов и пассажиров", – отмечают в министерстве.
Новый автомобиль будут проверять спустя 4 года после регистрации, а затем – каждые два года. Проверять состояние коммерческого транспорта (грузовиков, автобусов, некоторых тракторов) уже на дороге будет "транспортная полиция" (она появится в результате реформирования службы безопасности на транспорте).
Появятся тахографы, специальные приборы для ограничения скорости и вырастут штрафы
В министерстве обещают, что возвращения ТО поможет обезопасить общественные перевозки. С этой целью чиновники планируют внедрить тахографы (устройства для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа) в автобусах и грузовиках. На данный момент тахорафы устанавливают в автобусах с международным маршрутом.
За нарушения режима работы водителя перевозчику или транспортной компании грозит штраф от 340 до 3400 гривен. Помимо этого, в общественном транспорте установят специальные приборы, которые будут ограничивать скорость движения.
Грузовики смогут двигаться не быстрее, чем 90 километров в час, автобусы – до 100 км/час, школьные автобусы – до 70 км/час.
В проекте закона также предусмотрено создание центра по специальной подготовке. В нем каждые десять лет будут проводить подготовку для менеджеров и руководителей транспортных компаний. Водителям же придется проходить специальную подготовку в центре каждые пять лет. Курсы по охране труда и пожарной безопасности, согласно проекта закона, будут проходить каждые три года.
Также Министерство инфраструктуры создаст специальный центр для проверки знаний водителей и руководителей.
Почему решили вернуть ТО
Четыре года назад в Украине все автомобили должны были проходить обязательный технический осмотр. По оценкам эксперта, экс-члена Общественного совета при МВД Владимира Чемериса, теневой заработок гаишников на техосмотре составлял 1 млрд. грн. в год.
В 2011-м году народные депутаты приняли закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты об устранении чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок" и ТО отменили. Вскоре закон подписал президент и, казалось, техосмотр в Украине отменили окончательно.
В то же время в директиве Европейского Союза, с которым Украина гармонизирует законодательство, говорится: "транспортные средства, зарегистрированные на территории данного государства, и их прицепы и полуприцепы должны подвергаться периодическим проверкам на пригодность к эксплуатации". В связи с этим периодический техосмотр придется вернуть и в Украине.
К слову, периодичность проверок также определили в директиве – для новых автомобилей не позже, чем через 4 года после регистрации, для старых – каждые два года. Список требований, который предъявляется к автомобилям, по решению правительства, можно расширять до бесконечности.
В директиве предлагают проверять ось (элементы и крепления), тормозные педали, компрессор и резервуары, вакуумный насос, индикатор давления, храповой механизм, тормозные клапаны, коэффициенты эффективности торможения и т.д.
Для того, чтобы привести законодательство в соответствии к стандартам ЕС, директиву украинскому правительству придется выполнить.