Год 2015 запомнится украинским автомобилистам как один из самых богатых на разнообразные нововведения и реформы. С дорог исчезли привычные «гаишниики», МРЭО превратились в Регистрационные центры, а за дорожным движением вот-вот начнут следить бездушные камеры. Финансовый вопрос тоже стоял остро: многократное падение курса гривны сделало каждый визит на заправку весьма болезненным для кошелька, а перерисованные в автосалонах ценники еще больше отдалили среднего гражданина от взлелеянной в мечтах машины.
В уходящем году не было недостатка в новостях. За эти 365 дней нам было, что обсудить, и мы выбрали самое интересное из произошедшего.
Гаиция
Уходящий 2015 год поставил точку в судьбе украинской Госавтоинспекции. Среди водителей любовь к украинским «гаишникам» была редкостью, и едва ли за ними будут скучать. Коррупция в ГАИ давно стала предметом анекдотов и порой была настолько откровенной, что доходила до абсурда. Чего стоил только случай, когда начальник ГАИ Астапкович в прямом эфире признал существование «золотых» визиток, которые позволяли «разрешить» любой вопрос с инспекторами Госавтоинспекции.
Теперь единицы под названием Госавтоинспекция Украины в структуре МВД нет. Большинство функций ГАИ передали или постепенно передают полицейским патрулям. Новые стражи украинских дорог в городах занимаются не только наблюдением за ПДД, но и следят за общим правопорядком. В отличие от героя анекдотов «инспектора Петренко», они честны, подтянуты и деловиты. Народ тоже полицией в целом доволен, хоть и жалуется, что синие мигалки слепят по ночам глаза.
Налог на роскошь
В уходящем году в Украине заработал автомобильный «налог на роскошь». Его авторы решили, что любой автомобиль, который имеет объем двигателя больше 3 л и возраст меньше 5 лет, автоматически является роскошью, а значит для его владельца не составит труда отдать государству лишние 25 тыс. гривен ежегодно.
Новый налог был введен и начал действовать вопреки шквалу критики. Эксперты и простые автомобилисты твердили, что огромное количество современных роскошных автомобилей имеет объем двигателя меньше 3 л, и наоборот — некоторые машины с объемным мотором никак не относятся к «роскошным».
Просуществовал налог на роскошь всего с полгода, и в будущем году судить автомобиль по объему двигателя уже не будут. Но это не значит, что в правительстве отказались от идеи осчастливить автомобилистов еще одним сбором. Теперь 25 тыс. гривен в год будет положено уплатить всем, кто владеет машиной дороже 1 млн гривен.
Новые номера
Теперь стремление Украины вступить в Евросоюз выражают еще и автомобильные номера. Они стали чуточку более похожи на те, которыми отмечены авто, зарегистрированные в ЕС. Теперь на украинских номерах, как и на всех европейских, есть небольшое поле темно-синего цвета, на котором красуется флаг Украины и буквы UA. Как только страна вступит в союз, флаг заменят на кольцо из звезд.
Изменение оказалось чисто декоративным. Никаких нормативов, обязывающих Украину менять номера не было. В ГАИ (а тогда эта структура еще существовала) объяснили, что номера «выражают стремление Украины вступить в ЕС». Стремление обернулось для украинских автомобилистов дополнительными проблемами. Вскоре после смены формата номеров начался острый дефицит номерных табличек, из-за которого многие водители вынуждены были долго кататься с красными временными номерами. Звучали даже обвинения в том, что вся затея была крупной коррупционной схемой.
Компьютеризация
Украинские автомобилисты в 2015 году получили доступ к ряду полезных услуг прямо с персонального компьютера или телефона. На портале iGov заработала услуга регистрации автомобиля, которая в несколько раз упрощает процедуру, а также закрывает лазейки для ряда коррупционных схем. Достаточно заполнить необходимые реквизиты, получить и оплатить счет, а затем явиться в центр регистрации в назначенное время.
Технологические инновации коснулись и других сфер. База данных автомобилей теперь доступна для любого желающего. Там достаточно ввести имя и дату рождения гражданина, чтобы выяснить, какие автомобили на него зарегистрированы. В обратном направлении (узнать, кому принадлежит автомобиль) система пока не работает. В будущем эту функцию обещают добавить, но уже не бесплатно.
Оздоровительная ходьба
Статистика продаж и производства автомобилей в Украине свидетельствует о значительном росте количества людей, ведущих здоровый образ жизни. В нынешнем году рекордное число украинцев предпочло заботиться о своем здоровье и передвигаться пешком или на велосипеде. Хотя, возможно, у падения продаж и производства автомобилей в Украине есть и другие, менее оптимистичные объяснения — к примеру, увеличение курса доллара в три раза, сделавшее автомобиль менее доступным для граждан.
По данным «Укравтопром», производство автомобилей в Украине за 2015 год будет равняться около 7600. Рынок при этом упал до отметки 46,5 тыс., пролетев уровень продаж, который наблюдался в неспокойных 90-х и угодив прямиком в 1969 год. Многие автомобильные марки решили, что такой мелкий рынок им не нужен, и сократили свое присутствие. Так поступила, к примеру «Хонда Украина». А некоторые и вовсе ушли. Незаметно свернули продажи BYD, Lifan, во второй раз не смогли закрепиться в Украине Saipa.
Новые ПДД
Изменились в Украине и Правила дорожного движения. Главным образом, все изменения в документе касались внедрения системы автоматической фиксации нарушений. Для того, чтобы камеры смогли штрафовать украинских водителей, нам пришлось даже отказаться от презумпции невиновности.
«Штрафные баллы» — еще одна новинка на украинских дорогах. Каждый водитель в начале года будет получать 150 баллов. «Потратить» их можно будет на разнообразные нарушения, а когда условные баллы закончатся — придется платить настоящими деньгами. Испытать на себе саму систему водители еще не смогли, ведь баллами можно расплатиться только за нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме. А камеры на украинских дорогах пока так и не были установлены.
ГАЗ
Шутка об установке ГБО на Lexus стала одной из самых ходовых в прошлом году. Правда, со временем над ней перестали смеяться. После скачка стоимости бензина газобалонное оборудование появилось на многих автомобилях. Реализация сжиженного газа растет огромными темпами от месяца к месяцу, а крупные сети АЗС активно развивают продажи этого дешевого топлива.
Всего за год продажи газа в Украине увеличились на треть, но эксперты считают, что на самом деле газа могло продаваться и больше — просто значительная часть сделок прошла в тени. Столичные власти активно ведут борьбу против небольших полулегальных газовых заправок, которые растут повсюду, словно грибы после дождя. Те даже объединились в ассоциацию и отстаивают свои права. Не обходится и без курьезов: к примеру, один находчивый гражданин оборудовал газовую заправку прямо у себя на кухне.
В новом году редакция «Автовода» желает всем автомобилистам традиционных "ни гвоздя, ни жезла", воплощения всех автомобильных пожеланий и самое главное, безаварийной езды. С Новым Годом!