Первое касается водителя "БМВ", который 40 минут гонял полицейские патрули по ночной столице. Второе - сотрудников полиции. Развернувшееся в Киеве действо по типу американских боевиков окончилось трагически. Если применение оружия признают неправомерным, полицейским грозит срок от 7 до 10 лет.
Водителя не задержали
По праву или без права действовали полицейские - эта тема сейчас наиболее обсуждаемая в соцсетях. Руководители патрульных уже заявили, что закон на их стороне. Да и эмоциональные симпатии большинства на стороне патрульных. Молодцы парни, показали наконец, что не селфи единым живут, наказали пьяных лихачей - чтобы другим неповадно было.
Но юристы более сдержаны в своих оценках.
- Уголовного производства по факту нарушения Правил дорожного движения со стороны водителя "БМВ" по состоянию на вчерашний день не открыли. Есть только в деле обнаружение вещества, похожего на наркотики. Водитель машины Ростислав Храпачевский не задержан, - сообщили нам в пресс-службе полиции Киева. - С ним, как и с выжившими пассажирами, сейчас работают следователи.
- Я не вижу оснований для начала погони, - поделился с бывший сотрудник ГАИ Игорь Ломатин. - Увидели они, что парни садятся в машину с бутылками - так это формально не нарушение. Я бы лично передал номер автомобиля и информацию ближайшим патрулям, чтобы проследили, как будут вести себя на дороге. Если создадут угрозу - тогда принимать меры, объявлять план-перехват. А если бы они поехали ровно и 60 километров в час? Другое дело, если бы полицейские получили ориентировку, что эта машина уже совершила ДТП.
Игорь говорит, что сотрудников ГАИ учили стрелять из машины по машине на полном ходу.
- Были у нас такие упражнения, в новой полиции тоже должны быть. Но я лично взял бы на себя ответственность за несколько выстрелов в воздух. Попасть в темноте по колесам на полном ходу практически невозможно. Это только в кино у полицейских все получается, - констатирует бывший гаишник.
Смерть пассажира не оправдана законом
- По закону полицейские имеют право открывать огонь, если есть угроза жизни. С этой стороны их действия оправданы. Но смерть пассажира машины не оправдана, - говорит эксперт Олег Мартыненко. - В той же Америке, если бы полицейский убил пассажира, он бы нес абсолютную ответственность. И даже если бы пробил пулей колесо, машина перевернулась и погиб пассажир - то же самое.
По словам эксперта, мировая практика гласит, что полицейские обязаны выбирать такой способ преследования преступников, который исключает риски для жизни окружающих или пассажиров машины-беглеца.
- Преследовать нужно было до последнего, блокировать, вывести за город, но не устраивать хаотическую стрельбу в пределах населенного пункта, - считает Олег Мартыненко.
Это мнение разделяет и экс-замминистра МВД Михаил Корниенко.
- Конечно, во всем должно разобраться следствие, нужны результаты экспертиз. Но в любом случае стрельба - это очень плохо, - говорит генерал-полковник милиции. - Если бы в машине были вооруженные преступники, которые представляли угрозу для жизни полицейских, применение оружия можно было бы понять. Но и в этом случае, как мы всегда учили и спецназ, и сотрудников ГАИ, стрелять нужно было по колесам. Нужно было блокировать дорогу тяжелой техникой.
"Приусы" слишком легкие
Иного мнения адвокат Вадим Володарский, который считает, что действия полицейских имеют объяснения.
- Не зная материалов дела, выводов делать нельзя. Но возможность применения оружия законом предусмотрена, и основания на то, вероятно, были, - делится мнением юрист. - Беглецы минут сорок лавировали по городу, создавая опасность на дороге. Насколько я понял, стрельба была открыта на участке, где не было интенсивного движения и пешеходов. На самом деле это случай не единичный. Такие уже были и с участием сотрудников ГАИ, когда гибли люди. Отмечу также, что стрелять начали после того, как нарушитель пытался совершить наезд на двух полицейских и ударил одного машиной. А это покушение на жизнь.
Также Вадим Володарский отмечает, что "Приусы", на которых разъезжает наша полиция, не тот транспорт, которым можно блокировать дорогу. Более тяжелая "БМВ" могла бы снести и смять "Тойоту". Применять же для остановки "ежи" - устройство для прокалывания шин - в условиях погони крайне сложно. Их можно развернуть возле стационарного поста ГАИ, если есть информация о машине-нарушителе.
ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА
Немажорное это дело
Активные пользователи соцсетей, которые разбираются во всем лучше экспертов, уже поспешили объявить водителя и пассажиров "БМВ" мажорами, которые считают, что все им позволено и которых принято не любить, если не сказать - ненавидеть. Так вновь нагнетаются страсти и некоторым образом оправдываются действия полиции. Хотя оценку им должно дать следствие и суд. Если, конечно, он состоится.
Водительский беспредел на дорогах действительно достал. Но не всегда реальную и потенциальную угрозу несут дети богатеньких родителей. Водителя "БМВ" Ростислава Храпачевского отнести к таковым нельзя. Из трех пассажиров только один является выходцем их состоятельной семьи, но в данном случае его вина лишь в том, что не сумел или не захотел остановить зарвавшегося приятеля и поставил под угрозу жизнь несовершеннолетнего парня. Да и сама машина, которую по инерции считают признаком роскошной жизни, не новая, стоит на рынке от силы 12 тысяч долларов.
Собственно, мы это к чему? А к тому, что не нужно лишний раз делить плохих и хороших по социальному признаку. Нужно строить общество так, чтобы перед законом оказывались все равны - богатые, бедные, полицейские и прокуроры. И еще хорошо бы организовать дополнительное обучение для нашей новой, красивой, но не во всех вопросах до конца подготовленной полиции.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Огонь вели из 10 пистолетов?
Похороны 17-летнего Михаила Медведева состоятся 9 февраля. Отпевать парня будут в Боярке, где он прожил большую часть своей недолгой жизни. На страничке юноши в соцсети друзья выставляют траурные свечи. Помочь семье парня добиться справедливости взялись активисты общественной организации "Автомайдан Киев".
- Это чудовищно, но родители узнали, что их сын погиб только из новостей. Они волновались, пытались дозвониться ночью, ждали утром дома. А из полиции никто не позвонил и ничего не сказал, - говорит Катерина Квита, координатор "Автомайдан Киев". - В этой компании Михаил оказался случайно - возвращался с чьего-то дня рождения. Это не его близкие друзья. Уже есть результаты экспертизы, в крови Миши не обнаружили наркотиков.
По словам активистов, водитель и трое пассажиров хотели заехать в ночной клуб, но по какой-то причине туда не попали. Решили купить пива.
- С пивом в машину садился не водитель, а двое старших пассажиров с заднего сиденья. Когда патрульные включили маячки, водитель просто испугался. В любом случае полицейские могли стрелять только в него после попытки наезда, но не в пассажира, - говорит Иван Драгомиров. - Михаил был убит выстрелом через лобовое стекло, в котором три входных отверстия. Еще она пуля прошла сквозь куртку другого парня. В этом деле все ссылаются на статью 46, которая позволяет полиции применять оружие. Но забывают о пункте 9, который запрещает полицейским это делать в местах, где можно причинить вред невиновным.
В МВД сообщили, что всего во время погони было сделано три десятка выстрелов. Активисты говорят, что 77 - так, как сказал на телевидении народный депутат Игорь Мосийчук. В машину попали, по последним данным, два десятка пуль. Для проведения экспертизы прокуратура изъяла у участников погони 10 пистолетов.