С ростом цен на бензин украинские водители стали экономнее. Сегодня мало кто заправляется до полного бака и уезжает, оставив мелкую сдачу расторопному работнику заправки. Все чаще люди ведут учет: сколько бензина или газа понадобится, чтобы добраться из дома на работу и обратно. Исходя из этого, и покупается корм для "железного коня". Поэтому любые, даже самые мелкие "недостачи" и "неудачи" на АЗС заметить стало гораздо проще. Соответственно, жалоб от автовладельцев стало намного больше. Причем жалуются не только на то, что берут деньги за несуществующие литры, но и на качество топлива.
Мы выяснили у экспертов, как определить, что вас обманывают на заправке.
НЕДОЛИВЫ: КАК ПЛАТИТЬ ЗА БЕНЗИН, А НЕ ЗА ВОЗДУХ
Тема махинаций на АЗС сегодня стала почти такой же актуальной, как и в лихие 90-е. Интернет-сайты и автофорумы пестрят рейтингами заправок, на которых топливо якобы недоливают в пугающих масштабах — по 1—2 л из каждых 20-ти, залитых в авто. Согласитесь, при цене бензина в 18—22 грн оставлять вместо "спасибо" в среднем 30 грн на каждой АЗС — неоправданные затраты. Но принимать сразу же на веру слова собратьев по колесам не стоит.
НЕ СПЕШИМ ОБВИНЯТЬ. Чаще всего, рассказывая о жульничестве на заправке, водитель в качестве аргумента приводит технические характеристики топливного бака: при номинальном объеме 45 л на АЗС умудряются залить в изначально непустой бак 48, а то и все 50. Как тут не думать о банальном разводе? Однако эксперты говорят, что в таких случаях не всегда виновата "ловкость рук" умелого оператора или заправщика. "Водители часто не учитывают, что, кроме бака, в топливной системе авто есть еще топливопроводы или, как их называют, горловины. В зависимости от марки и модели машины она увеличивает номинально возможный объем залитого бензина в среднем на 5—10%, — поясняет автомеханик Андрей Куделя. — Например, в машине Skoda Fabia реальный объем топливной системы примерно на 20% больше, чем написано в техпаспорте. А вот в машинах марок Toyota и Mercedes горловина добавляет не больше 5% от номинального объема бака". Так что, не зная точных аппетитов своего "железного коня", обвинить АЗС в махинациях с бензином на основании раздутого чека достаточно сложно. Для этого надо как минимум пару раз заправить авто "до верху" и сравнить возможности разных колонок по его заполнению.
Вторая разновидность махинаций — когда просто недоливают бензин. Скажем, вместо оплаченных 50 л наливают 48.
Правда, эксперты говорят, что реализовать это мошенникам сейчас сложнее, чем раньше. "На современных сетевых АЗС таким способом не промышляют, — уверяет президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук. — Во-первых, сегодня везде стоят электронные топливораздаточные колонки (ТРК), данные которых не изменишь установкой дополнительных диафрагм или уменьшением производительности насоса, как это было раньше. После монтажа каждая ТРК калибруется и пломбируется, так что изменить настройки теоретически можно, только повредив пломбу. Второй фактор — это имидж заправочной сети. В условиях высококонкурентного рынка очень ценится каждый клиент, который привязан к той или иной заправке. Таких клиентов нарабатывают годами, и никто не будет их терять ради полулитра бензина".
КАК ПРОВЕРИТЬ. Впрочем, загодя ставить все сетевые АЗС вне подозрений не стоит. Не каждый водитель, приехавший на заправку, будет смотреть, стоит ли пломба на ТРК. За день таких водителей пройдет сотня, за месяц — несколько тысяч. Таким образом, на "неисправной" колонке (откалиброванной, к примеру, на 900 мл вместо литра) можно заработать на хлеб с икрой, а в случае чего — и на штраф от государственных проверяющих органов. Чаще всего подобные заправки располагаются на междугородних трассах в отдалении от крупных городов и потребительских проверок.
Недолива можно избежать, попросив у заправщика мерный стакан. "По закону, он должен быть на любой АЗС, и предоставить его обязаны по первому требованию. При этом емкость должна быть опломбирована", — подчеркивает директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн. Если мерник вам не дают, уезжайте, залив 5—10 л, чтобы хватило добраться до другой заправки. В идеале необходимый минимум лучше налить в канистру, а оттуда уже наполнить бак. Правда, на некоторых АЗС научились обходить этот проверяющий маневр автовладельцев. "В тот момент, когда вам принесут мерник, под столом оператора будет перещелкнут тумблер, и вы получите ровно столько, сколько положено в этот мерник заливать", — констатирует Косянчук.
Бывают случаи, когда в недоливе виновата не АЗС, а нечистый на руку заправщик, который на последнем литре перекрывает канал подачи бензина в пистолете, а потом сливает из шланга оплаченный вами литр. Поэтому по возможности заправляйтесь сами или хотя бы следите за действиями заправщика. Также обратите внимание на смотровое окно ТРК: эксперты говорят, что при наличии пузырьков можно смело требовать деньги назад, ведь вместе с бензином вам заливают воздух.
ГОРЮЧАЯ СМЕСЬ ОТ "АЛХИМИКОВ"
Больше денег приходится тратить и из-за низкого качества топлива. "Мой водитель проверил количество километров, которое проедет авто до срабатывания индикатора необходимости заправки, если залить одинаковое количество бензина на разных заправках при одних и тех же условиях (город, пробки, зима), — делится наблюдениями гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. — Каждый раз получался разный километраж". Эксперты полагают: дело не в недоливе, а в качестве бензина.
"Дело в том, что оптовая продажа бензина и дизтоплива ведется в тоннах, а розничная — в литрах. Значит, чем ниже плотность продаваемого бензина, тем больше литров продаст АЗС из одной тонны, — анализирует независимый автоэксперт Андрей Сидоренко. — Так, у нас по стандартам допускается плотность бензина 95-евро в диапазоне 720—775 кг/куб. м. В то же время из одной тонны бензина с плотностью 775 кг/куб. м АЗС продаст 1290 л бензина, а с плотностью 720 кг/куб. м — 1390. И то, и другое допустимо по ГОСТу, а заправкам выгодно продавать менее качественный бензин. Учтите, что плотность бензина прямо пропорциональна его теплоте сгорания, то есть прямо влияет на расход топлива автомобилем".
Низкая плотность — не главная беда от заправки некачественным бензином. Для увеличения объема и, соответственно, выгоды при продаже топливо разбавляют. "Когда вы заводите авто утром, можно услышать в выхлопных газах запах ацетона, — поясняет Сидоренко. — Он означает, что в бензине есть примесь газового конденсата или газолина. Это одно из самых распространенных веществ, которым разбавляют бензин на нефтебазах". Газолин — далеко не худшая добавка из всех возможных примесей. "Особо ушлые бодяжники мешают все, что горит", — предупреждает Куюн. А вот Косянчук в своих оценках более радикален: по его мнению, каждый третий литр бензина в Украине — вообще не моторное топливо. "На это есть две причины. Во-первых, высокий налог, который делает контрабанду и бодягу бензина самым прибыльным из отечественных теневых бизнесов. Во-вторых, ответственность за такое преступление у нас административная: заплатил штраф и забыл", — резюмирует Косянчук.
НА ЧИСТУЮ ВОДУ
О том, что качество топлива на украинских заправках не выдерживает никакой критики, говорят и результаты проверок. В прошлом месяце их прошло целых две: от Госпродпотребслужбы и Института потребительских экспертиз. В первом случае был отобран 31 образец топлива, из которых только 15 продемонстрировали соответствие ГОСТу. Во втором случае были взяты образцы бензина А-92 на 11-ти сетевых АЗС. В трех пробах эксперты обнаружили повышенное содержание бензола, в двух — превышение нормы ароматических присадок, а в шести пробах — пониженное октановое число. Впрочем, наши эксперты подвергли эти результаты критике из-за их бессистемности. "Такие проверки должны проходить регулярно, а не по разнарядке правительства, — говорит Косянчук. — Мало того, что эти рейды не дадут никакого эффекта для потребителя, так еще и многие АЗС собираются оспорить их результаты в суде".
Впрочем, "суд да дело" заправщиков с государством водителей касается мало. Поэтому мы подобрали несколько методов определения качества и количества заправляемого бензина "на глаз, на нюх и на цвет".
ЦЕНА. Обезопасить себя от фальсификата можно в первую очередь благоразумием: не покупайте топливо, цена которого ниже среднерыночной на две и больше гривен. "Это противоречит здравому смыслу, ведь в рознице бензин получается дешевле, чем по импорту заходит в опт", — поясняет Косянчук.
ЗАПАХ. Второй звоночек — запах: ацетона, о котором упоминал Сидоренко, или любых других ароматов бытовой химии. Он подскажет, что перед вами — бодяга.
ТЕСТ. Можно капнуть бензином на руку: чистое топливо испарится, с примесями — оставит жирное пятно. Однако для этого надо возить с собой канистру. "Попытка капнуть из пистолета приведет к бензиновой ванне", — предупреждает Куюн.
ГАЗОВЫЙ ВОПРОС: МНОГО НЕЛЕГАЛОВ
Как бы там ни было, чаще всего заправки с именем если и недоливают бензин, то делают это достаточно скромно: 100 мл на литре при допустимой погрешности в 50 мл. Куда острее сейчас стоит проблема недодачи автогаза, на котором заправщики часто экономят колоссальные суммы. "Сжиженный газ на топливном рынке набирает обороты, — отмечает Сергей Куюн. — Объемы бензина сегодня составляют 2,5 млн т, а газа — порядка 1 млн т. Спрос рождает предложение: заправиться газом можно уже не только на брендовых АЗС, но и в любой городской подворотне. При этом точность налива газа измерить практически невозможно. Во-первых, его не пропустишь через мерный стакан, как бензин или дизтопливо. Во-вторых, в отличие от топливного индикатора в бензиновом баке, по газу на весь бак есть 3—4 лампочки, которые очень условно показывают, какой объем топлива залили в машину. Проверить это можно лишь постфактум, по километражу". Правда, в конце прошлого года некоторые брендовые АЗС по аналогу с бензином стали оборудовать газовые заправки эталонными мерниками, сертифицированными государством. Заправить авто можно прямо через этот мерник, таким способом убедившись в объеме залитого газа. Однако Куюн говорит, что это еще не тенденция, а лишь промоход. Таких заправок пока единицы, тогда как нелегальных газовых АЗС только в Киеве примерно 250. "Как правило, это т. н. моноблоки, которые работают без документов, без кассовых аппаратов и каких-либо разрешений. Никто из этих заправщиков никогда не проверял свои колонки в УкрСЕПРО и не имеет сертификата от этого органа. Это дает возможность торговать очень дешево, привлекая большое количество клиентов", — отмечает эксперт. Впрочем, экономия от заправки на "подзаборных" и "гаражных" колонках сомнительная. Зачастую полный бак от сетевой заправочной станции дает гораздо больший пробег, чем если бы вы заправились на "моноблоке". Куюн приводит пример: с баком в 60 л авто после заправки легальным газом проехало на 100 км больше, чем после заправки на сомнительной АЗС.
Наконец, не стоит забывать об опасности. "Полная бочка газа с вмонтированной в нее раздаточной колонкой, неизвестно кем, когда и где произведенной, представляет риск для жизни. Так, два года назад из-за взрыва сжиженного газа в Переяслав-Хмельницком погибло несколько человек. И это произошло на сетевой заправке, а не в подворотне", — напоминает Куделя.