31 мая Верховная Рада Украины снизила акцизы на б/у автомобили. За законопроект №3251, которым снижаются акцизы на ввоз б/у авто, проголосовали 237 народных депутатов.
Соавторы закона - нардепы Самопомощи Олег Березюк, Ярослав Маркевич, Андрей Журжий, Татьяна Острикова и Сергей Кираль.
Новые ставки
- Для автомобилей с двигателем объемом до1 000 куб см ставки акциза снижаются до: 0,102 евро за 1 куб см (действующая ставка - 1,09-1,44 евро, в зависимости от года выпуска автомобиля);
- с двигателем объемом до 1 500 куб см - 0,063 евро (сейчас - 1,37-1,76 евро);
- с двигателем объемом до 2 200 куб см - 0,267 евро (сейчас - 1,64-2,44 евро);
- с двигателем объемом до 3 000 куб см до 0,276 евро (сейчас - 2,21-4,99 евро);
- с двигателем объемом свыше 3 000 куб см - 2,209 евро (сейчас - 3,33-4,99 евро).
Таким образом, для растамаживания авто с объемом двигателя менее 1 000 см куб надо будет заплатить в 28 раз меньше, чем до принятия закона: 63 евро вместо 1761 евро. За растаможку автомобиля с двигателем 2 л акцизный сбор составит 534 евро вместо 4 882 евро. Растаможка авто с двигателем 3 л будет стоить 828 евро, против 6 600 евро и больше (в зависимости от возраста авто).
На кого не распространяются сниженные акцизы:
- Легковые автомобили выпущенные на территории страны, признанной государством-оккупантом, или государством-агрессором по отношению к Украине . Либо на авто, которые ввозится с территории такого государства;
- автомобили, произведенные до 1 января 2010 года;
- автомобили не соответствующие экостандарту Евро-5 (введен в Украине с 1 января 2016 года);
- на юридические и физические лица при ввозе более одного автомобиля в течении года.
Когда заработает
Закон вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования. Другими словами, если закон опубликуют в июне, пониженные ставки акцизного налога начнут действовать с 1 июля 2016 года
Когда закончится
Закон действует до 31 декабря 2018 года. Таким образом, сниженные ставки акциза на б/у автомобили будут действовать почти 2,5 года.
По данным ГФС, в 2014 году в Украину ввезли 61 496 б/у авто в транзитном режиме. Фактически, таким образом, на наш рынок ввозился б/у автотранспорт для повседневного использования, без уплаты налогов. В ГСУ отмечают, что около 52% этих автомобилей соответствовали экологическим стандартам Евро-3 и Евро-5. Средняя стоимость такого автомобиля - около 4 000 евро. Еще 4 000 евро составлял акцизный сбор, его наличие фактически стимулировало автовладельцев не проводить официальную растаможку.
По данным ГСУ, снижение ставок акцизного налога на подержанные авто позволит украинцам оформить около 4 500 автомобилей, отвечающих стандарту Евро-5, которые находятся сейчас в таможенном режиме транзита. За счет этого госбюджет получит около 300 млн грн налогов.
По расчетам авторов законопроекта, пониженные акцизы стимулируют развитие авторынка за счет появления в нем сегмента импортируемых б/у авто. "Первичные продажи подержанных авто в 2016 году вырастут на 20 000 штук. При этом средний возраст авто не будет превышать 8 лет, поскольку в странах Евросоюза автомобили, которые соответствуют экостандарут Евро-5 выпускаются с 2008 года. Это позволит получить только в 2016 году в государственный бюджет около 900 млн грн" - сказано в пояснительной записке к законопроекту .
Автоимпортеры не так оптимистичны. По мнению маркетинг-директора группы компаний АИС Сергея Боровика, после снижения акцизов, конечная стоимость б/у автомобилей в Украине существенно не снизится, поскольку закон разрешает ввозить относительно новые (до 5 лет) авто из Европы. "И даже если отменят пошлины, поставки машин с пробегом будут наращиваться в основном за счет дорогих моделей", - говорит Боровик.