Неправильные действия при ДТП чреваты для водителя немалыми расходами, вплоть до отказа страховой компании покрывать убытки. Эксперты советуют, что нужно делать, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
Во-первых, после аварии не стоит паниковать. Нужно успокоится и убедится, что никто не пострадал. Если есть пострадавшие, следует вызвать скорую помощь, поставить знак аварийной остановки и позвонить в полицию. Вызываем еще и аварийного комиссара своей страховой компании. Также желательно найти нескольких свидетелей и взять их координаты.
"Стоит обменятся контактами с другими участниками аварии, узнать данные их страховых полисов", — рассказал UBR.ua глава правления Общественного союза "Украинский страховой омбудсмен" Юрий Чунихин.
Когда приедут сотрудники полиции, не стоит нервничать, даже если вы — виновник аварии. Патруль должен составить схему ДТП и взять показания у его участников и свидетелей, а водители — поставить подписи под схемой аварии.
Если схема не соответствует действительности, свою подпись ставить не нужно. Следует помнить, что инспектор только фиксирует дорожно-транспортное происшествие и забирает водительское удостоверение у предполагаемого виновника аварии. Но основное решение все равно принимает суд.
"Если вы виновник аварии и признаете свою вину, инспектор это фиксирует и вам это зачтется в суде как смягчающее обстоятельство", — рассказал UBR.ua автоюрист Богдан Глядик.
Кроме того, стоит следить за правильностью оформления материалов ДТП, в том числе схемы. Иногда стоит чтобы в этом деле помог юрист.
Если причиненный ущерб автомобилю невиновного водителя меньше 25 тыс. грн., полицию можно не вызывать.
Достаточно нарисовать схему ДТП на бланке, который идет вместе с автогражданкой, и передать его страховой компании. Но владельцы кредитных машин должны вызывать полицию при любых убытках. Это предполагает большинство договоров между заемщиком и банком.
Что касается последующих действий, то в течение трех рабочих дней с момента аварии необходимо письменно предоставить страховщику (не только своему, но и другого участника ДТП) сообщение об аварии. Если СК не предоставляет форму сообщения, ее можно скачать с сайта МТСБУ.
Все заявления и сообщения к страховым компаниям обязательно регистрируйте: менеджер должен поставить дату и входящий номер на документах. Если отправляете бумаги по почте — то с уведомлением о вручении и описью документов.
Если не уведомить СК в трехдневный срок, то после возмещения убытков, причиненных третьему лицу, страховщик вправе требовать от своего страхователя компенсации понесенных расходов.
"Представитель страховой компании должен в течение 10 рабочих дней осмотреть поврежденное имущество (транспортные средства), чтобы установить размера возмещения. Если никто не появился — стоимость экспертной оценки должна оплатить страховая компания", — заметил в беседе с UBR.ua Юрий Чунихин.
Делать ли собственную экспертизу?
Если же в течении десяти рабочих дней представитель страховой компании не объявился, то у вас есть право провести экспертизу за свой счет — потом СК обязана возместить все расходы на нее. Важно помнить — нельзя ремонтировать авто, пока его не осмотрит представитель страховой компании.
После проведенной экспертизы, нужно подать в СК заявление на страховое возмещение. Согласно закону, это надо сделать в течение 30 дней с момента подачи уведомления о ДТП, но не позднее 1 года (имущество) или 3 лет (жизнь, здоровье) с момента ДТП.
Срок для выплаты (90 дней) рассчитывается с момента подачи заявления на возмещение.
Он увеличивается на тот период, на который была задержка с подачей заявления.
Заявление о страховом возмещении должно содержать:
название компании-страховщика, которому подается заявление, или МТСБУ;
ФИО заявителя, адрес проживания (фактическое и место регистрации);
содержание имущественных требований заявителя и сведения (при наличии), которыю подтверждают;
информация об уже осуществленных взаиморасчетах между виновниками и жертвами ДТП;
подпись заявителя и дата подачи заявления.
К заявлению необходимо приложить следующие документы:
паспорт гражданина Украины или другое удостоверение личности;
документ о праве получения страхового возмещения - если получатель выплаты не потерпевший, а его представитель;
индивидуальный налоговый номер;
документ о праве собственности на поврежденное имущество;е) сведения о банковских реквизитах заявителя (при наличии).
Стоит понимать, что отсутствие решения суда не может быть основанием для задержки или отказа в выплате.
Виноватую сторону СК может определить на основании европротокола, расширенной справки из полиции (форма 2) или решения суда. Но для ускорения выплаты эксперты советуют обратиться в суд и получить копию решения суда и предоставить в страховую компанию.
Для получения денег необходимо требовать от СК письменно сообщить вам о сумме начисленного страхового возмещения. В случае, когда о сумме договорится не удается, настаивайте на проведении независимой экспертизы. При согласовании суммы с СК обратите внимание на дату страхового возмещения; если такой даты нет, требуйте у страховщика внести изменения в документ.
"Судебный иск не всегда является самым быстрым путем получения выплаты. Стоит сначала попытаться выбить деньги, жалуясь в Нацкомфинуслуг, подавая запросы в страховую компанию или обращаясь на горячую линию", — советует Юрий Чунихин.