Редактор журнала Top Gear, Пол Хоррел, говорит, что использовать сегодня автопилот – как взять на работе шефство над новичком.
«Знаешь, как стать похожим на таксиста Uber Black? Садись на E-класс, нацепи бабочку и веди машину из рук вон плохо, а лучше – безобразно». Мой приятель когда-то подрабатывал в «Убере2, потому я ему верю. Но знаете, что? В плане водительских навыков самоуправляемые автомобили ничем не отличаются от того шоферюги. Я тут с неделю поездил на новой “ешке” с системой так называемого полуавтономного управления. Ну, что сказать... Поначалу я решил смотреть на вещи шире и благодарно принимать все новое. Под конец был в ярости и не включал систему вообще.
Да, можно попросить автомобиль, чтобы он рулил, тормозил и разгонялся сам. Некоторые фирмы настаивают, чтобы руки при этом были на руле, но Mercedes и Tesla не возражают, если вы подолгу не прикасаетесь к баранке. В целом автопилот работает сносно, но нюансы просто выбешивают. Скажем, руль «автономка» всегда крутит рывочками. Или вот: если дорога поворачивает, обычно вы чертите дугу, которая цепляет апекс и ведет к выходу. Автомат же нудно держится середины полосы. Если видит разметку, конечно. Ремонтные работы автопилот объезжает не по соседней полосе, а по краю ямы. При этом электроника не сразу врубается, что делать, когда край дороги не отмечен и сразу начинается обочина. А если белые линии вдруг пересекутся, начинается ступор.
Или поддержание скорости. Машина всегда набирает установленный максимум, если только не упрется в более медленную попутку. Тогда автопилот следует за ней, держа примерно постоянный интервал. Нормальный водитель (вы или я) сбавляет и набирает скорость плавнее, ориентируясь в том числе по стоп-сигналам потока и его темпу в целом. Но радар не умеет предугадывать и лишен пока смекалки. Он видит только помеху прямо перед собой. Поэтому машина тормозит позже и резче, особенно когда другой автомобиль, вежливо мигая поворотником, перестраивается прямо перед вами. Это действует на нервы.
Неуклюжий автопилот – само по себе отвратительно. Но что раздражает еще больше, так это момент, когда он возвращает управление водителю. Почему он сдался, если вести машину так легко? А он не хочет! Мигает красной лампочкой и пикает, как только не может проанализировать ситуацию или когда машина рядом делает что-то необычное, или обзор не так хорош, или... Да мало ли. Мне это кажется довольно опасным. Вы вроде как позволили себе расслабиться, а тут вдруг срочно надо брать управление на себя. Долю секунды (быть может, решающую!) вы мешкаете, и... Страшно подумать.
Использование автопилота напоминает утомительное шефство над новичком на работе. Куча сил требуется, чтобы уследить, как бы он не налажал. Куда легче все сделать самому...