Концепция у всех одинаковая — из человека водитель так себе, поэтому пусть его заменит робот. Допустим, но пока, как показывает действительность, и на автопилот бывает проруха.
В момент аварии, которая случилась в середине октября, в беспилотном такси находились сразу два инженера. Тем не менее, предотвратить столкновение им не удалось. Электрокар, двигаясь в режиме автопилота, врезался грузовик во время перестроения из одного ряда в другой. В ДТП никто не пострадал.
До аварии полноценный запуск сервиса был намечен на 2018 год. Теперь эта дата может оказаться под вопросом.
ПДД? Еще не выучили
Пока в одной части света беспилотные автомобили из таксопарка не замечают других участников дорожного движения при перестроении, другие в США уже нарушают ПДД. Инцидент произошел в Питтсбурге, где компания Uber проводит на дорогах общего пользования испытания автомобилей с системами автономного управления.
Ночью 26 сентября водитель Натан Стачелек снял на видео, как один из беспилотников такси-сервиса Uber попытался повернуть на улицу с односторонним встречным движением. Дабы автомобиль не проехал под «кирпич», в управление вовремя вмешался человек, сидящий в тестовой машине на месте водителя. После того, как историю подхватили в прессе, руководство компании выступило с заявлением, что не получало сведений о нарушениях ПДД своими машинами.
Сервис Uber испытывает седаны Ford Fusion в Питтсбурге с весны этого года. Машины оборудованы радарами, лазерными сканерами и камерами высокого разрешения, при помощи которых работают системы автономного управления. Всего по городу ездят четыре тестовые машины.
Все совершают ошибки
Справедливости ради стоит отметить, что ошибка автономного Fusion от Uber — это капля в море. Судя по официальным отчетам компании Google, которая уже много лет испытывает системы автономного управления на дорогах общего пользования США, только с сентября 2014 по ноябрь 2015 года было зафиксировано 272 ошибки.
Но и это далеко не все. Примерно за этот же период о неисправностях автономных систем, требующих срочного вмешательства человека, отчитались в Mercedes-Benz (1051 ошибка), Bosch (625 ошибок), Delphi Automotive (511 ошибок), Volkswagen (260 ошибок) и Nissan (106 ошибок).
В совокупности из предоставленных данных инженерам-испытателям пришлось 2894 раза вмешаться в управление беспилотным автомобилем, чтобы избежать аварийной ситуации на дороге. Кто-то еще считает, что робот лучше человека?
Так кто ошибается чаще: человек или электроника?
В мае 2015 года глава отдела Google по разработке машин с системами автономного управления Крис Урмсон решил похвастаться в своем блоге, что за шесть лет испытаний беспилотные автомобили компании проехали в автономном режиме более 1,6 миллиона километров и побывали в ДТП одиннадцать раз. Чем же тут гордится? А тем, что во всех инцидентах беспилотникики были признаны пострадавшей стороной. В семи из одиннадцати ДТП в машины Google врезались сзади, а в остальных случаях они получили удар сбоку от других машин, которые двигались на запрещающий сигнал светофора или знак. Кроме того, через несколько месяцев случилась еще одна авария, в которой также оказался виноват человек. Один-ноль в пользу роботов.
Но в сухую обыграть людей беспилотной системе от Google не удалось. В середине февраля этого года кроссовер Lexus RX 450h, оборудованный системой автономного управления, столкнулся с автобусом. Это первый и пока единственный случай, когда гугл-кар стал виновником ДТП. Машина объезжала препятствие и не пропустила общественный транспорт. В аварии никто не пострадал, а в Google взяли на себя частичную ответственность за произошедшее, пообещав доработать программное обеспечение беспилотника.
Пожалуй, есть у гугл-каров что-то общее с поисковой системой Google — они все время находят неприятности на дорогах. В сентябре этого года беспилотный кроссовер RX 450h попал в самое серьезное ДТП, случавшееся с машинами компании. Правда, в ней вновь был виноват человек: автономный кроссовер пересекал перекресток на зеленый сигнал светофора, а в его правый бок врезался грузовик, водитель которого проигнорировал «красный свет». В аварии никто не пострадал, но машина получила серьезные повреждения.
Это еще «цветочки», а вот Tesla…
Если во всех вышеперечисленных случаях в беспилотниках в момент аварии находились инженеры, подготовленные к экстремальным ситуациям, то в происшествиях с электрокарами компании Tesla оказались пострадавшими люди. Последнее время частота сообщений об авариях, в которых замешаны Model S или Model X, оснащенные системами полуавтономного управления, стремительно растет. Но вот что любопытно: если другие разработчики, не боясь быть осмеянными, делятся сообщениями об ошибках и проблемах, то в компании Илона Маска настаивают, что у них проблем нет и не бывает.
Самая большая трагедия, которая только может произойти с беспилотным транспортным средством, случилась с электрокаром Tesla Model S — авария со смертельным исходом. 7 мая 2016 года автомобиль, находящийся в режиме автономного управления, въехал под прицеп пересекавшего дорогу грузовика. В результате аварии машине срезало крышу, а 40-летний водитель Джошуа Браун погиб. Расследование инцидента тянется по сей день. И как бы Tesla не настаивала на своей невиновности, похоже, что дело именно в «автопилоте». Тем более, что в августе компания допускала, что отказ радара или камеры действительно мог случиться.
Затем произошли еще несколько серьезных аварий, к счастью, без летальных исходов. В конце мая электрокар Model S с включенным автопилотом врезался в остановившейся на дороге фургон. Авария произошла на низкой скорости. Владелец машины иронично обвинил себя в произошедшем, отметив, что он зря доверился компьютеру. Действительно, зря!
7 июня кроссовер Tesla Model X врезался в здание. По словам владельца машины Пузанта Озбага, он с женой подъезжал к парковочному месту со скоростью около восьми километров в час. В этот момент машина неожиданно начала сильно ускоряться и врезалась в здание. В компании заявили, что автопилот был неактивен и педаль газа выжал водитель, а не электроника. В свою очередь Озбаг обвиняет компанию, требуя прекратить продажи кроссовера.
Еще один случай произошел месяцем позже: Model X с активированной системой автопилота внезапно врезался в металлическое ограждение у обочины, а затем ударился о бетонный разделительный отбойник и перевернулся. Пассажиры автомобиля получили незначительные травмы. Дело до сих пор расследуется.
Но несмотря на все эти случаи, автопроизводители не собираются снижать темп в развитии автономных систем. А это значит, что впереди нас ждет еще больше ДТП с участием беспилотников. Вопрос в другом: кто чаще будет становиться виновником этих аварий?