Некоторые перевозчики ругают почем зря инициаторов новшества: мол, последнее изымают вместо того, чтобы сделать хорошие дороги. Другие – пытаются отыскать в новации рациональное зерно. А оно в самом деле есть: перевозчики несут большие затраты на амортизацию транспортных средств из-за неудовлетворительного состояния дорог.
Если подсчитать, то эти затраты во много раз превышают любые возможные сборы за проезд по платным, почти европейским дорогам. Логично? Да, но существует одно «но», на котором акцентируют внимание транспортники. Где гарантия, что собранные с бизнеса деньги в самом деле пойдут на ремонт украинских дорог, а не осядут в карманах чиновников, как это бывало прежде, особенно при строительстве новейших автомагистралей.
Подрядчики не то чтобы экономили на материалах, но в конечном итоге предлагали низкопробный вариант путепроводов. Достаточно вспомнить строительство дороги «Киев-Одесса», да и не только его. На протяжении многих лет строительство и ремонт дорог в Украине сопровождались неимоверной коррупцией: на сооружение и починку выделялись деньги двум-трем приближенным к правительству компаниям. Качество полотна при этом постоянно ухудшалось.
Нам любые дОроги дорОги?
Сегодня в Украине о строительстве новых дорог стараются вообще не говорить. Думаю, что новые дороги – это пока из области фантастики или далекого будущего. Финансовые возможности страны – на пределе. Получается, что платный проезд – тоже из области фантастики? Он отодвигается на время, когда появятся новые дороги?
Пессимистов хватает: они начинают калькулировать капиталовложения, которые нужно потратить на создание необходимой инфраструктуры по оплате проезда. Действительно, придется оборудовать пункты оплаты таких дорог, причем их должно быть достаточно много, чтобы не было соблазна обойти «счетчик» по какой-нибудь проселочной тропе.
Но есть и другие варианты, более простые и дешевые. Скажем, ввести систему контрамарок, которые клеятся на ветровое стекло фур. Такой опыт можно позаимствовать у румынских автотранспортников. Или внедрить электронные топ-коллекты. В машине устанавливается специальный электронный прибор, который «отслеживает» оплату, а на дорогах устанавливаются электронные считыватели, которые эту плату с автомобиля снимают по мере его продвижения по дорогам страны. Такую форму оплаты за проезд использует Германия. Этот опыт пришелся по душе и соседней Беларуси. Так почему бы и нам не воспользоваться?
Не важно, что покупает потребитель – шоколадку, мешок муки или телевизор – на один килограмм веса товара он получает 12,5 копеек и выше «лишней» стоимости. Поэтому каждый живущий в Украине платит за плохие дороги
Кроме того, можно диверсифицировать процесс такой оплаты. Не все перевозчики сегодня ездят по всей Украине. Для таких бизнесменов можно ввести сниженный внутриобластной тариф, который бы поступал в бюджет конкретной области. Для местных властей это было бы мощным подспорьем, чтобы не только привести в порядок, но и поддерживать в рабочем состоянии региональные дороги.
Если есть другие варианты. И в «Укравтодоре», и в среде бизнеса готовы их рассмотреть. Главное, чтобы у всех участников дорожного движения появилось понимание, что пути к отступлению нет. Перевозчики давно уяснили, что марсиане к нам не прилетят и дороги не построят, даже не отремонтируют. И если говорят, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, то состояние отечественных дорог – проблема, которую нужно решать самим перевозчикам.
Пути к Европе
Идея платных дорог только на первый взгляд кажется нежизнеспособной. Но ведь она многие годы успешно работает в других странах. Например, в Австрии проехать по автобану стоит 9 евро за 10 дней, жители Швейцарии могут купить специальный проездной на год – стоит он порядка 80 евро.
Инициатива сделать платными часть украинских дорог в целом правильна. Но здесь необходимо ударение на слове «дороги», а не ямы и колдобины. И бизнес готов поддержать шаги правительства в решении этой проблемы. Однако кроме безоговорочной поддержки, бизнес намерен жестко контролировать, чтобы собранные с перевозчиков деньги целенаправленно шли на ремонт дорог, а не мимо рытвин и ухабов на «латание дыр» в государственном бюджете.
Для того чтобы стремление взимать плату за проезд стала реальностью, нужна широкая разъяснительная кампания. Взывать к сознательности перевозчиков, конечно, можно и нужно. Но необходимо с цифрами в руках убеждать, что убытки будут снижаться из-за амортизации транспортных средств, преимущественно грузовых. Отсюда – меньше поломок. И как следствие – снижение себестоимости грузовых перевозок.
Структура себестоимости услуг украинских перевозчиков сегодня выглядит следующим образом: дизтопливо – 60%, амортизация автомобилей – 35% и маржа перевозчика – 5%. Из этих 35% – 20% приходится на стоимость запчастей и 15% – стоимость техобслуживания. А ведь повышенная амортизация закладывается в цену товара. И не важно, что покупает потребитель – шоколадку, мешок муки или телевизор – на один килограмм веса товара он получает 12,5 копеек и выше «лишней» стоимости. Поэтому каждый живущий в Украине платит за плохие дороги.
По качеству дорог в рейтинге Global Competitiveness Report 2015–2016 Украина заняла 132-е место из 140. Рядом с нами оказались Мьянма, Мавритания и Мозамбик
Процент амортизации автотранспорта в Украине – вообще головная боль. Особенно если сравнивать этот показатель с европейскими параметрами. В Европе ходовая часть автомобиля ремонтируется после 150-200 тысяч километров пробега. У нас, чтобы проехать эти 150 или 200 тысяч, нужно сдавать автомобиль в капитальный ремонт раз пять или шесть. Амортизация подвижного состава, связанного с ходовой, выше, чем в Европе в пять или шесть раз. Это при условии, что водитель ездит аккуратно и ему удается обходить ямы и ухабы. В противном случае, процент амортизации не поддается здравому исчислению.
Произведя ремонт дорог из средств, полученных от платных услуг проезда, мы можем снизить и процент амортизации, и себестоимость перевозок. И при этом не повысим цены на товары и услуги.
Самое главное – убедить население, что это не очередной налог, придуманный правительством и поддержанный бизнесом. Это – европейская практика, к которой мы должны стремиться. И если страна выбрала европейский путь развития, дорога к ЕС должна быть качественной и добротной. А пока же по качеству дорог в рейтинге Global Competitiveness Report 2015–2016 Украина заняла 132-е место из 140. Рядом с нами оказались Мьянма, Мавритания и Мозамбик. Из такого положения нужно срочно выходить.