Уже в этом году украинские водители могут сдавать теоретические экзамены на водительские права по новым билетам. На днях в Главном сервисном центре (ГСЦ) МВД презентовали на своем сайте тестовую версию новой системы сдачи экзаменов на получение прав. По мнению руководителя ГСЦ Владислава Криклия, цель новшества — убрать неактуальные вопросы из действующих билетов и сделать сдачу экзаменов прозрачной. Уже сегодня каждый может не только сдать "пробный" экзамен, но и высказать свои пожелания к билетам. Пожелания соберут до апреля, и уже в середине лета система может заработать. "Сегодня" проверила, как работает новинка.
ГЛАВНЫЕ НОВШЕСТВА. Как разъяснили в пресс-службе ГСЦ, подготовлено 2500 вопросов, охватывающих все категории водителей: от "рулевых" скутеров и мотоциклов — до водителей большегрузов. Первое новшество — вопросы разбиты по категориям. Например, у того, кто собирается управлять легковушкой, не будут спрашивать, с какой максимальной скоростью разрешено ехать фуре. То есть вопросы для водителя легковушки будут только на тему управления легковушкой.
Кроме того, перечень из 20 вопросов будет формироваться системой случайным образом. Если экзаменуемый неправильно ответит на один из принципиально важных вопросов (например, правила проезда перекрестков), система в дальнейшем станет выбирать ему вопросы на подобную тему. И третье — на втором этапе реформы ГСЦ собирается ввести видео и фотофиксацию сдачи экзаменов для прозрачности процедуры.
Напомним, реформа билетов готовилась еще в ГАИ, но так и не появилась из-за дороговизны и сопротивления экзаменаторов-коррупционеров. "Ученики автошкол не смогут заучивать ответы, на самом деле не зная ПДД. Из-за того что сейчас не так, имеем очень негативные последствия на дорогах", — сказал нам Криклий.
По информации пресс-службы ГСЦ, уже получено около 3000 пожеланий. В основном люди пока просят конкретизировать вопросы и ответы. В ГСЦ обещают, что это будет сделано. А вот изменения в ПДД — например, разрешить ехать в городе быстрее 60 км/ч или парковаться впритык к перекрестку из-за недостатка места (положено не ближе 10 метров), вряд ли внесут.
Руководитель ГСЦ Владислав Криклий ответил на несколько эксклюзивных вопросов от "Сегодня" по поводу новой системы сдачи экзаменов будущими водителями.
1. Когда примерно могут быть введены новые билеты?
- Билеты будут запущены в начале лета. Как и озвучивалось ранее, нам необходимо три месяца от начала общественного обсуждения. Такое открытое онлайн обсуждение проходит впервые в Украине. Месяц будет проходить сбор входящей информации и анализ предложений. После билеты будут доработаны и технически внедрены в сервисных центрах.
2. Будет ли какой-то переходный период для тех, кто обучался по старым билетам?
- Мы не меняем правила дорожного движения, поэтому такой необходимости нет. Мы меняем исключительно вопросы на проверку теоретических знаний, целью которых является помочь гражданам-исключить нелогичные вопросы и ввести категоризацию. Ранее учили билеты, а мы же в новом формате требуем знание предметной области, а не заученных билетов. Ничего нового, но заучить конкретный билет не выйдет.
3. Можно ли (или будет можно) ознакомиться со списком всех 2500 вопросов?
- Все вопросы мы пока не даём. Мы не допустим монопольных издателей, как ранее. и в то же время не хотим, чтобы на рынок преждевременно попали экзаменационные вопросы с ошибками. У нас уже более 3000 предложений и замечаний, которые мы анализируем.
4. Какого вида предложения читателей могут быть учтены? Например: более четко сформулировать вопрос. Или изменить какой-нибудь пункт ПДД (касается скоростного режима, остановки и стоянки и т. д.).
- Предложения/замечания могут касаться вопроса, его витиеватой формулировки, ответов или же графического наполнения, если есть картинка в вопросе.
ЭКСПЕРТЫ. Специалисты по транспорту видят как плюсы, так и минусы новой системы. "Категоризация вопросов облегчит сдачу экзамена, так как экзаменуемому не надо запоминать лишнюю информацию, не касающуюся своего автомобиля, но действительно труднее будет вызубрить билеты", — говорит автоэксперт Константин Кинбурн. А вот эксперт по транспорту Александр Кава не видит особого смысла в новшестве: "Водителю легковушки все равно стоит знать длину фуры, чтобы правильно оценить возможность ее безопасного обгона, однако в новых билетах этого может не быть. А прозрачной сдача экзаменов станет тогда, когда внедрят ее видеофиксацию в онлайн-режиме. Без этого любые новшества бесполезны".
Проверка
Мы проверили: тестовая онлайн-сдача экзамена по ПДД работает четко, но вопросы к ней есть. Мы выбрали самую популярную категорию "В" — для водителей легковых автомобилей и несколько раз попытались сдать экзамен. Увы, несмотря на заверения ГСЦ о "категоризации", нам попались вопросы о том, какие тракторы и грузовые машины могут ездить в пешеходных зонах, с какого возраста обучают езде на мотоцикле и как должен вести себя водитель рейсового автобуса, отъезжая от остановки. В ГСЦ нам объяснили, что система пока работает в тестовом режиме, поэтому может охватывать несколько категорий: не только "В", но и "А" (мотоциклы). Обещают, что в рабочей версии этого не будет.