Вопрос в очередной раз обрел актуальность после ураганов «Ирма» и «Харви» в США: сотни тысяч автомобилей, пострадавших от стихии, будут переданы страховым компаниям. Те, в свою очередь, будут их продавать через аукционы по низким ценам в состоянии «как есть». А далее предприимчивые «гонщики», выкупая эти авто, из состояния «как есть» будут пытаться сделать «как новая»: придавать «утопленнику» вид автомобиля без повреждений, чтобы продать по максимальной цене.
В чем опасность покупки авто, побывавшего под водой?
Вопрос не такой уж и странный: на автомойке машину тоже поливают водой со всех сторон, но это не приводит ни к каким плохим последствиям (кроме случаев с протекающим люком или залитым трамблером). Дело в том, что современные автомобили оборудованы множеством различных систем, проникновение воды в которые недопустимо. К таким относятся: электронные блоки управления и управляемые ними исполнительные механизмы, подушки безопасности и их пиропатроны, панель приборов, органы управления электросистемами, аудиосистема… Вода может создавать короткие замыкания на дорожках электронных плат, в разъемах, приводить к окислению контактов в кнопках. Со временем коррозия в районе скопления мелких элементов, таких как ряды ножек микросхем, приведет к полному замыканию контактов и выведению из стоя электронного устройства.
Проблема в том, что высушенный, допустим в покрасочной камере, автомобиль будет полностью работоспособен некоторое время. Отказы оборудования начнутся не сразу – первые сбои обычно проявляются через несколько недель, а в течении 2-3 месяцев количество отказов будет таким, что авто на сервисе будет проводить больше времени, чем в дороге. Кроме того, не все системы возможно восстановить – например, подушки безопасности. Никто не даст гарантии, что промокший и слипшийся мешок самой подушки в нужный момент раскроется как положено, а не разорвется на куски… Да и сработает ли подмоченный заряд, который должен наполнить подушку газами?
Кроме технических проблем «утопленник» обычно наделен «букетом» проблем косметических. Обивка салона, сидений, коврики, даже если их обработать мощными чистящими средствами, все равно будут испускать «болотный запах», особенно после простоя авто на стоянке под солнцем. И последний «сюрприз», который даст о себе знать примерно через год – сквозная коррозия отдельных кузовных элементов. Грязь и ил, собравшиеся внутри нижних полостей дверей, в «закромах» багажного и моторного отсеков, удерживают в себе влагу, как губка, что обычно приводит к прогниванию металла. В общем, почему покупать авто, побывавшее под водой, не стоит – понятно. А теперь давайте поэтапно разберемся с тем, как не стать владельцем такого «подарка».
10 шагов, которые могут помочь выявить автомобиль-«утопленник»
1. Теоретическая удаленная проверка. Вам потребуется VIN-код автомобиля и онлайн-доступ к отчету Carfax – в нем могут быть данные о том, что именнно это транспортное средство имело повреждения, — причем не только по причине природной стихии. Также на ресурсах NMV TIS и портале страховщиков NICB может иметься информация об истории выбранного ТС, количестве владельцев, участии в ДТП и «водных процедурах».
2. Если автомобиль можно осмотреть «вживую» до покупки – воспользуйтесь помощью квалифицированного автомастера. Пускай он осмотрит авто, возможно, с частичной разборкой (снятием дверных карт, отдельных элементов декора салона, ковролина и покрытия багажника) и вынесет свой вердикт – есть ли специфическая «мокрая» грязь, или только «стандартная» пыль под скрытыми от глаз элементами.
3. Осматривая авто самостоятельно, после открытия дверей обратите внимание на запах – не присутствуют ли «нотки подвальной сырости» или наоборот – излишнее количество дезодоранта.
4. Обратите внимание на покрытие пола, попробуйте приподнять коврики, чтобы увидеть металл. В нижней части кузова вода задерживается дольше всего. Там не должно быть лужиц или грязевых пятен с частицами ила, травы и листьев. Если же ковровое покрытие абсолютно новое или заправлено неаккуратно – возможно, авто готовилось к продаже после «купания».
5. Осмотрите сидения. Сдавите их рукой в нескольких местах – все должно быть абсолютно сухим. Загляните под сидения, на их крепления – нет ли следов недавнего откручивания болтов, одинаков ли цвет салазок механизма продольной регулировки, не болтаются ли снизу «лишние» провода и разъемы.
6. Фары и фонари: они не должны быть запотевшими, а на металлических рефлекторах и колпачках внутри не должно быть ржавчины. Разумеется, воды в них также быть не должно.
7. Под капотом: постарайтесь при помощи фонарика заглянуть во все уголки, где теоретически мог задержаться ил. Двигатель и прочее оборудование должны быть сухими, в идеальном варианте – с небольшим слоем «рабочей» пыли.
Если под капотом все вымыто до блеска – возможно, неспроста. Впрочем, продавцы любят «надраить» авто со всех сторон так, чтобы товар выглядел более привлекательным.
Пойдем дальше: осмотрите воздушный фильтр ДВС – если он покрыт обильной грязью и «сплющен» – вердикт очевиден. Если абсолютно новый – есть вероятность, что его только что заменили, поскольку он был поврежден настолько, что двигатель просто не мог бы завестись. Продавцы редко проводят полное ТО перед продажей, ведь это лишние расходы. Те же операции проведите с фильтром салонного воздуха.
Масло в двигателе авто с пробегом всегда темноватое и непрозрачное, а масляный фильтр покрыт таким же слоем пыли, как и двигатель. Если фильтр новый и масло прозрачное – не исключено, что его заменили, поскольку двигатель «наглотался» воды. Ну а если на щупе уровня моторного масла «кашица» грязно-желтого цвета с мелкими пузырьками – воду из мотора просто не удалили, его даже заводить нельзя.
Осмотрите емкости с другими техническими жидкостями – «рабочий» ли у них цвет, или они абсолютно новые, или же в бачках присутствует грязевая суспензия…
8. Багажник: поднимите покрытие, выньте коробки с инструментом для замены запаски и саму запаску, — вопрос все тот же: нет ли следов высохшей воды, песка и грязи. Откройте боковые лючки, «просветите» фонариком насколько можно глубоко все скрытые полости.
9. Если до сих пор вы не нашли никаких признаков «утопленника» — проведите статический тест. Запустите двигатель, включите по очереди все приборы, опробуйте органы управления, понажимайте все кнопки и покрутите все «вертушки». Нет ли на приборной панели предупреждающих надписей или светящихся лампочек, обозначающих неисправности?
Включите музыку – вы должны услышать нормальный, четкий звук. Если же акустика «гундосит», хрипит, или динамики звучат неодинаково – возможно, после намокания их диффузоры повредились, а грязь, принесенная с водой, забила зазор между катушкой и магнитным керном.
Опробуйте работу стеклоподъемников – если в механизмы попал песок, вы услышите характерный хруст и скрип; возможно, будет и подклинивание при движении стекол.
Полностью откройте люк на крыше (если он, конечно, есть). Вооружившись фонариком, осмотрите полость, в которую «уехала» крышка люка. Ищем все то же – ил, песок, растения.
Если вы умеете пользоваться ноутбуком, планшетом или смартфоном, а также заранее приобретете диагностический сканер для разъема OBD-II, который подключается к какому-либо из перечисленных устройств, попробуйте провести поиск ошибок по блокам управления автомобилем. Хотя, если опыта в таких процедурах нет – лучше заехать на СТО, где специалисты проведут сканирование электронных систем на профессиональном оборудовании. Диагностика электроники особенно актуальна при покупке авто с гибридной или электрической силовой установкой.
10. Произведите тестовую поездку на автомобиле. Все ли работает как надо, не «выскакивают» ли ошибки на панели приборов? Нет ли характерного «душка» из дефлекторов системы вентиляции и моментального запотевания лобового стекла при запуске вентилятора? Как себя ведет автоматическая коробка передач, нет поскрипывает ли обивка салона (ее могли неаккуратно собрать после предпродажной подготовки)?