Проанализируем, как часто нам приходится ездить ночью в условиях ограниченной видимости. Хотя этот вопрос не совсем корректно, поскольку в зимнее время, когда в 5 часов вечера уже достаточно темно, условия вождения практически такие же, как ночью. Подобное вождения очень отличается от обычного дня, и именно в такие моменты водитель осознает значение правильной настройки световых приборов.
Темное время суток и физиология
Физиологические процессы в организме связаны с поступлением света через радужную оболочку глаз. Головной мозг контролирует световой поток и регулирует выработку гормона, который отвечает за состояние бодрости. Если света поступает меньше, то организм начинает готовиться ко сну, реакции замедляются, быстрая утомляемость. Принимая во внимание данную специфику необходимо морально готовить себя к вождению в темное время суток, так называемое морально настроится. Если водитель готов психологически, то это уже 50% безопасного вождения.
Световые приборы
Автомобиль должен быть оборудован исправными световыми приборами, которые должны обеспечить хороший обзор водителю и не ослеплять встречные автомобили. Светотехника постоянно совершенствуется, и уже предлагают свет близкий по составу к дневному. В результате глаза устают меньше, а водитель правильно распознает предметы. К сожалению, некоторые водители подходят к этой проблеме по принципу: чем больше световой поток, тем лучше. Но это только с одной стороны, ведь они совершенно забывают, что это может вызвать ослепление встречного автомобилиста и потерю ориентации. То же самое можно сказать и о пешеходах. Правила дорожного движения строго регламентируют порядок использования световых приборов, световой поток, дальность действия, цвет фар. Особо следует подчеркнуть осторожность при использовании дальнего света.
Особенности вождения в темноте
Остановимся на особенностях управления автомобилем в темное время суток.
Первый момент - практически 80% информации об окружающем мире мы получаем по визуальному каналу, в темноте данный поток становится меньше. Водитель должен быстро анализировать окружающую обстановку и принимать правильное решение. Если у вас мало опыта, то не стоит сильно давить на педаль газа: чем ниже скорость, тем больше времени у вас будет на принятие решения, следовательно, тем выше безопасность вождения.
Второй - оценка расстояния. Это очень важно для водителя при совершении маневров, трудности возникают при езде в незнакомой местности, поэтому если вы не уверены в оценке расстояния до встречного автомобиля, то не делайте маневр.
Третье - дорожные знаки. Они специально сделаны с использованием светоотражающих материалов, чтобы водитель мог «читать» дорогу, извилины, опасные повороты, аварийные участки - эти знаки являются вашими помощниками в темное время суток.
Четвертое - дорожная разметка, вынесена отдельно, поскольку если в темное время суток еще и туман, то она становится единственным ориентиром водителя на дорогах без искусственного освещения и ограждения.
Пятое - ослепление водителя может произойти не только через лобовое стекло, но и через заднее, путем отражения светового потока от зеркал заднего вида. Чтобы этого избежать, машины оборудуются специальной системой предотвращения ослепления, кроме этого, вежливость водителя и правила ПДД требуют переключения на ближний свет автомобиля, который едет сзади.
Шестое - грязное лобовое стекло, на котором появляются блики в случае попадания света от встречной машины, при этом грязных разводов практически не видно в светлое время суток.
Внутренние настройки
Перед началом движения необходимо произвести настройку внутреннего зеркала автомобиля и индикации приборной панели. Внутреннее зеркало в темное время суток практически бесполезно, разглядеть что-нибудь в него вы не сможете, а можно получить ослепление от едущего за вами, чтобы исключить подобное, необходимо перевести его в верхнее положение специальным переключателем. Свет приборной панели должен обеспечивать четкое восприятие значений приборов и не раздражать водителя. Лучше всего подходят зеленые оттенки, поскольку они более благоприятны для глаз и не вызывают быстрого утомления. Желательно, чтобы все кнопки управления имели подсветку, чтобы можно было быстро найти их в темноте.
Езда ночью - очень сложный и ответственный мероприятие, которое требует тщательной подготовки, как моральной, так и технической. Но есть категория водителей, которым противопоказана езда в темное время суток, так как они засыпают во время вождения.