Вот уже долгое время Тариэл Васадзе избегает журналистов и принципиально отказывается от интервью. Однако информационно-аналитическому центру «ЛІГА» удалось сделать невозможное, и владелец корпорации УкрАВТО, которой принадлежит Запорожский автозавод, ответил на вопросы прессы.
В 2017 году ЗАЗ произвел 1 700 автомобилей, сколько запланировано на 2018-й?
Не исключаю, что не выпустим ни одного. Я вижу, что сложившаяся в стране ситуация не меняется. Усугубляется узбекскими автомобилями, которые поставляются с нарушением правил ВТО, усугубляется автомобилями «на европейских номерах», которые ввозятся без уплаты налогов. При курсе 28 гривен за доллар приобрести новый бюджетный автомобиль стоимостью $7 000-10 000 практически невозможно. Часть активного электората стала искать серые и прочие каналы приобретения дешевых автомобилей.
Ранее появилась информация, что ЗАЗ продадут иностранцам: это произойдёт?
Периодически интерес к ЗАЗу возникал, вели переговоры. Но если говорить откровенно, сегодня таких предложений нет. Я бы с удовольствием это сделал, и даже уступил бы контрольный пакет, если бы понимал, что инвестор профессионально занимается этим бизнесом. Но беда в том, что в существующих условиях в эту отрасль никто не придет — лучше и дешевле завезти готовый продукт.
Заводом интересовались Daimler и Magna: почему эти компании отказались от сотрудничества?
Когда [представители концерна Daimler] услышали об условиях для производителей в Украине, мне прямо сказали: «Господин Васадзе, зачем мы тратим время? Пока у вас в стране существуют такие условия, ни о каком производстве не может быть и речи». [... ] Magna Steyr — австрийская компания — производитель автомобилей и автомобильных комплектующих [... ] хотела наладить производство у нас [... ]. Когда глубже познакомились с украинскими реалиями, сказали, что дешевле в Австрии развивать свое производство.
Модель Sens стоит $7 000, сколько завод зарабатывает на одном автомобиле?
В автомобилестроении, в самом объемном массовом сегменте маржа производителя 3-5%. При тех объемах производства на ЗАЗе, которые есть, мы получаем только убытки. Завод рассчитан на выпуск 150 000 автомобилей в год, а выпускает до 5 000. Соответственно, имеем высокую себестоимость продукта. При этом компания обслуживает огромные кредитные обязательства.
Почему ЗАЗ не запускает производство новых собственных моделей?
Чтобы поставить новую модель на действующем современном заводе, надо инвестировать не один миллиард долларов. Это можно делать, но для этого нужен соответствующий объем продаж на местном рынке, и не должно быть экономических стрессов, которые у нас наблюдаются с периодичностью в пять лет.
Завод прекратил производство «Ланоса», что будет вместо него?
Ведем переговоры, чтобы поставить на его место более модернизированную машину. Однако она появится не ранее чем через два года. Нужно понимать, что экономически целесообразный объем производства как минимум 50 000 автомобилей в год. А это возможно, когда внутренний рынок достигнет размера не менее чем 300 000 новых легковых автомобилей.
В каком состоянии сейчас находится Запорожский автозавод?
Задолженность по кредитам — $24 млн. На заводе работает всего 1 350 человек, которые заняты не полную неделю. За минувший год ЗАЗ произвел 1 700 автомобилей и 2 000 машинокомплектов для GM-Египет. Это ничтожно малые объемы. У ЗАЗа нет задолженностей по заработной плате, завод не должен поставщикам, не имеет долгов по коммунальным платежам и долгов перед бюджетом. Средняя зарплата на заводе — 12 500 гривен.
Некоторое время назад ЗАЗ представил новую модель Slavuta Nova: какова её судьба?
Наш партнер, компания Chery, специально для нас разработал модель Riich G2. Создавали совместное предприятие, куда китайцы хотели инвестировать [средства]. Предполагалось, что значительная часть продукции будет поставляться на рынки стран СНГ, в первую очередь, в РФ. Время внесло коррективы в наши планы. После событий 2014 года представители Chery нам деликатно сказали, что стоит подождать с реализацией проекта до лучших времен.