Такое решение снизило стоимость электрокаров на 17%. Еще на 5% «зеленые» машины могут стать доступней с 2019 года. Производителям электрокаров власть готовит освобождение от налогов. Два законопроекта №№8159 и 8160 на днях зарегистрировали в Раде.
«Два года и done! Законопроекты, которые предусматривают имплементацию 15-летней стратегии развития рынка электрокаров, производства запчастей, батарей, самих электрокаров и электробусов в Украине, – зарегистрированы! Их одобрение – это самые дешевые в Европе электрокары для украинских граждан, создания нового современного типа производства, тысячи новых высокотехнологичных рабочих мест, экология и чистый воздух, отказ от российских нефтепродуктов «, – написал на своей странице в Фейсбук министр инфраструктуры Владимир Омелян.
Для украинцев электромобили станут еще доступней
Украина в десятке стран по развитию рынка электрических машин. В 2017 году украинцы купили 2697 авто – это в 2,3 раза больше, чем в 2016-м.
В 2017-м парламент проголосовал за «нулевые» налоги на ввоз электрокаров. Теперь электромобили не облагаются НДС – 16,8% и акцизным сбором – 109 евро. Остался только сбор в Пенсионный фонд – 4,8%.
В компании Electrocars ожидают, что рынок электромобилей вырастет в два-три раза. И экспансия электрокаров станет заметной в областных центрах и небольших городах. На начало марта этого года украинцы уже ввезли больше 800 электрокаров.
Но льготные условия для электрокаров действуют только до конца года. В парламенте уже подготовили законопроект, который расширит льготы на ввоз и производство электромобилей на 10-15 лет.
В частности, импорт машин хотят освободить от сбора в Пенсионный фонд с 2019 года. Этот сбор, собственник машины платит при первой регистрации автомобиля. Таким образом, электрокары полностью освободят от налогов.
Кроме того, до 2028 года плательщик налога на доходы физлиц может включить в налоговую скидку расходы на приобретение электромобиля или переоборудование в него, а физлиц-покупателей электрокаров предлагается освободить от уплаты сбора на обязательное пенсионное страхование.
Начальник департамента цифровой инфраструктуры МИУ Александр Озеран еще до внесения законопроектов в Раду заявил, что налоговая скидка стимулирует рост рынка электрокаров.
«Это покрывает 18% стоимости электромобиля. Вы платите полную стоимость, а налоговая компенсирует 18% стоимости. Плюс при регистрации предусмотрен сбор 5%. Мы также хотим его отменить«, – заявил чиновник.
Производство электромобилей станет выгодней
Львиную долю цены электромобиля составляет стоимость батареи. По оценкам компании McKinsey, стоимость аккумулятора существенно снизится не раньше, чем в промежутке между 2025 и 2030 годами. Соответственно и цена на электромобили станет сопоставимой с ценой аналогичных по классу автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
В Украине электромобили не производят. Без государственной поддержки это не выгодно, в сравнении с выпуском машин с двигателем внутреннего сгорания.
Поэтому предприятия, которые будут собирать электромобили, освободят от ряда налогов. Так, законопроект №8159 предлагает со следующего года и до 2028-го освободить от НДС ввоз в Украину комплектующих и для производства электрокаров. На этот же период хотят отменить акциз на импорт кузовов для электромобилей.
Плюс проект предлагает освободить до 2032 года предприятия добывающей промышленности от налога на прибыль, полученную от продаж лития собственной добычи. К слову, в Украине одни из самых больших залежей лития в Европе. Но залежи ресурса остаются нетронутыми.
От налога на прибыль освободят и предприятия электротехнической промышленности, которые займутся производством и продажей аккумуляторов для электромобилей. Такие же льготы и для компаний, которые будут выпускать зарядные устройства для электромобилей и продавать «зеленые» машины собственного производства.
Кроме этого, депутаты предлагают с 1 января 2021 обязать собственников парковок создать минимум 5% паркомест с зарядными устройствами для электромобилей.
Есть ли у украинского электромобиля будущее
По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, иностранные инвесторы уже заинтересовались производством электромобилей в Украине – они ждут принятия закона.
При этом компания «Еврокар», которая выпускает автомобили Skoda в Украине, рассматривает возможность производства электромобилей и комплектующих на рынок ЕС. Предприятие рассматривает несколько вариантов.
Первый – наладить сотрудничество с американскими и европейскими брендами для запуска производства электромобилей и аккумуляторов. В Европе таких производств практически нет. Второй – стать площадкой для производства китайских электрокаров для поставки на Запад. Но для начала в Украине нужно подготовить инфраструктуру и законодательство, считают в компании.
Но пока в Украине больше перспектив производить комплектующие для электромобилей, считает Ярослав Пилипчук, эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре аналитического центра «Украинский институт будущего».
«По электромобилям больше вероятность сделать чью-то локализацию и поставлять комплектующие. Мы проводили исследование, в Украине можно локализовать производство электрокаров на уровне 60-70%«, – комментирует Ярослав Пилипчук.
К тому же, в стране спрос опережает развитие инфраструктуры, отмечает аналитик. Украинец, купивший электромобиль, может обратиться за сервисом всего в пару точек в Киеве. При дальнейшем развитии рынка проблема будет только расти.
«Здесь сразу есть ниша – создать сервисное обслуживание, делать комплектующие. В этом направлении сейчас больше потенциала. Но в будущем мы можем производить электромобили. В Украине должны делать экономические расчеты и планировать разработку электрокаров, потому что спрос и инфраструктура будут развиваться«, – добавляет Пилипчук.
В прошлом году Мининраструктуры представило концепцию развития рынка электротранспорта. Она состоит из трех этапов.
Первый – развитие рынка электрического транспорта на протяжении пяти лет. На втором десятилетнем этапе министерство планирует привлекать инвесторов для производства электромобилей и зарядных станций. И финальный этап, который продлится 15 лет, направлен на локализацию производства комплектующих и батарей для электрокаров.