Экстремальная жара — такое же суровое испытание для автомобиля, как и зимние морозы. От высоких температур плавится асфальт, а капот раскаляется настолько, что на нём можно готовить яичницу. Избежать неполадок с машиной и облегчить свою жизнь знойным летом помогут наши советы.
1. Проверьте систему охлаждения
Если ещё не успели сделать ТО системы, не стоит затягивать с этим. Обязательно проверьте уровень антифриза в расширительном бачке. И при необходимости долейте жидкость в соответствии с метками. Чтобы не обжечься, делать это лучше, когда двигатель холодный.
Внимательно осмотрите все патрубки и радиатор на наличие подтёков и удостоверьтесь в отсутствии утечек. Помните, что охлаждающая жидкость имеет ограниченный срок эксплуатации, который в зависимости от марки колеблется от двух до пяти лет или от 20 до 40 тысяч километров пробега. Со временем она загрязняется и теряет свои свойства. Если не помните, когда в последний раз меняли антифриз, то лучше поскорее избавиться от старого и залить новый.
Также проверьте, включается ли вентилятор радиатора на прогретом двигателе. Если нет, то стоит обратиться к автоэлектрику и устранить неисправность. В противном случае есть риск закипания антифриза при движении на малой скорости и стоянии в пробках, когда естественного обдува воздухом для охлаждения недостаточно.
2. Чаще мойте машину
Несмотря на меньшее количество грязи, летом мыть машину нужно даже чаще, чем в другое время года. Хотя бы один, а лучше два раза в неделю. Дело в том, что налёт из пыли и птичий помёт, который неизбежно появляется после парковки в тени деревьев, вызывают неравномерное выгорание краски и появление заметных пятен на кузове. Чистый автомобиль (даже тёмного цвета) гораздо лучше отражает солнечные лучи и тем самым снижает их негативное воздействие на лакокрасочное покрытие.
3. Очистите радиатор от грязи
Не забывайте о чистоте радиатора двигателя и кондиционера. При движении в него попадает пух, пыль, мошки и другой мусор, который забивает тонкие соты и ухудшает охлаждение. Важно периодически очищать радиатор и содержать его в чистоте. Для чистки лучше всего использовать мойку высокого давления типа «Кёрхер» и несильной струёй промывать радиатор со стороны двигателя, выталкивая грязь наружу. При небольшом загрязнении можно просто продуть соты сжатым воздухом.
4. Не паникуйте, если двигатель «закипел»
Если стрелка температуры добралась до красной зоны, а из-под капота вырываются струи пара, не стоит пугаться. Вместо этого включите печку на максимум, чтобы увеличить отбор тепла и снизить температуру охлаждающей жидкости. Затем сразу же остановитесь или, двигаясь на малых оборотах, подыщите место для остановки.
Заглушите двигатель, но не выключайте зажигание, чтобы вентилятор радиатора продолжал работать. Острожно откройте капот, воспользовавшись перчатками или тряпкой, чтобы не обжечься выходящим из моторного отсека паром. Выждав несколько минут, также с осторожностью снимите крышку расширительного бачка для стравливания избыточного давления.
После остывания двигателя отправляйтесь в ближайший автосервис для устранения проблемы, предварительно пополнив уровень охлаждающей жидкости. В идеале доливать лучше ту марку антифриза, которая быта раньше. Если под рукой нет охлаждающей жидкости, можно использовать дистиллированную воду. В крайнем случае подойдёт и обычная вода, но антифриз после этого придётся как можно скорее заменить.
5. Защитите салон от солнца
Большую часть времени машина проводит на парковке под палящими солнечными лучами. Уже за каких-то полчаса температура в салоне поднимается до 50 °С, превращая его в духовку. Пластик приборной панели перегревается и может начать трескаться, кожа пересыхает и теряет свой вид. Страдает даже обычная тканевая обивка, которая просто выцветает под прямыми солнечными лучами.
Не забывайте в салоне зажигалки, телефоны и другие электронные гаджеты с аккумуляторами, которые из-за перегрева могут стать причиной пожара.
Снизить нагрев и избежать выгорания обивки помогут специальные светоотражающие экраны для лобового стекла. Они легко устанавливаются с помощью присосок и не дают солнечным лучам проникать в салон, снижая температуру примерно на 10 °С.
6. Позаботьтесь о руле
Если машина долго стоит на солнце без светоотражающего экрана под лобовым стеклом, то руль раскаляется до такой степени, что за него невозможно взяться руками. Избежать этой неприятной ситуации довольно просто. Достаточно повернуть руль на 180 градусов перед тем, как оставить авто на парковке. В результате нагреется нижняя часть руля, а верхняя, за которую обычно держатся руками, останется холодной. Воспользоваться примером мужчины выше — тоже вариант.
7. Не спешите ехать
Садиться в душный салон — то ещё удовольствие. Поэтому перед тем как отправиться в путь, машину лучше немного проветрить. Проще всего это сделать, открыв все окна или двери и подождав пару минут, пока температура внутри сравняется с температурой снаружи.
Владельцам авто с кондиционером и климат-контролем тоже лучше поступать таким образом. Или хотя бы не включать охлаждение на максимальную мощность. В противном случае из-за большой разницы температур потоки холодного воздуха, направленные на лобовое стекло, могут вызвать появление трещин.
8. Избавьтесь от брызг битума
Одним из неприятных последствий жары являются пятна и брызги битума, которые образуются на дисках, крыльях и дверях после поездок по расплавленному асфальту. К счастью, их можно убрать без особых ухищрений. Проще всего обратиться с такой проблемой на автомойку, но можно обойтись и собственными силами.
Очистить кузов помогут спреи для удаления битумных пятен. Состав наносят на загрязнённое место, оставляют на пару минут и затем вытирают чистой губкой. Если под рукой нет специального средства, можно воспользоваться обычным уайт-спиритом, керосином или спиртом. Они растворяют битум и справляются с загрязнением ничуть не хуже. Главное — тереть пятна мягкой губкой не дольше 20-25 секунд, чтобы растворитель не вызвал помутнение лака.
9. Держите в машине запас охлаждённой воды
О том, что в машине всегда должна быть бутылка воды, знают все. А вот о том, что её можно поддерживать охлаждённой, многие забывают. Почти на всех авто, оборудованных кондиционером или климат-контролем, есть заслонка, позволяющая направить холодный воздух в бардачок и тем самым превратить его в импровизированный холодильник для воды, энергетических батончиков и других перекусов. Заслонка располагается на одной из внутренних стенок бардачка и имеет вид рукоятки, которую нужно всего лишь повернуть или сдвинуть.
10. Открывайте напитки подручными средствами
Когда под рукой нет открывалки и штопора, открыть бутылку лимонада или вина можно тем, что есть в машине. Для стеклянных бутылок с газировкой или пивом удобно использовать наконечник ремня безопасности. А вино без штопора легко открывается с помощью автомобильного компрессора. Для этого нужно взять иглу для накачивания мячей, которая почти всегда есть в комплекте насадок, проткнуть ею пробку и направлять в бутылку воздух, пока крышку не выдавит давлением изнутри.