По обложкам научно-фантастических книг, за последние 50 лет вы могли точно представить себе, как будет выглядеть город будущего: сверкающие небоскребы и персональные космические корабли, парящие над переплетением транспортных пневмопроводов для пассажирских капсул, которые заменят общественный транспорт.
Сейчас, когда то самое будущее уже наступило (к сожалению, без реактивных ранцев за спиной), существует множество технологий, которые изменят привычный способ езды в городах, независимо от того, как мы на самом деле привыкли водить автомобиль.
1. Говорящие автомобили
Речь не идет о голосовых ассистентах, или даже о Siri в вашем Subaru. Мы говорим о связи автомобилей между собой, известной как V2V (vehicle-to-vehicle, автомобиль-автомобилю). Недавно Министерство транспорта США предложило правила, которые будут стандартизировать способ передачи данных от одного автомобиля другому: о местоположении, направлении и скорости, предупреждая водителей (и, в конечном счете, автономные автомобили) о потенциальных опасностях. В городе, где несчастные случаи чаще всего происходят на перекрестках, сами автомобили решат, есть ли у вас достаточно времени, чтобы повернуть направо на «картонку», и кто проедет первым на четырехсторонний знак «стоп», так что вы можете спокойно продолжать изучать последние новости в Фейсбуке, не отвлекаясь на сигналы клаксона и скрежет метала.
2. Автомобили, говорящие со светофорами
Другой тип связи - V2I (vehicle-to-infrastructure, автомобиль-инфраструктура) - связь между транспортными средствами и инфраструктурой. Ранее пожарные машины использовали различные технологии, чтобы переключать красный свет на зеленый вдоль своих маршрутов на аварийные вызовы, но V2I будет работать в комплексной среде данных. Интеллектуальная инфраструктура может удерживать зеленый свет немного дольше (если дорожное движение замедлилось), изменять ограничения скорости или регулировать движение по примыкающим дорогам, чтобы избежать заторов, и даже перестроить маршрут в вашем навигаторе, чтобы объехать аварии и тянучки. Когда массово появятся автономные машины, это будут не просто автомобили, которые чувствуют и думают - весь город станет интеллектуальной машиной.
3. Топливная дискриминация
У дизельных двигателей высокий крутящий момент, хорошая работоспособность и экономичность, но скоро вы «оставите их на ферме, и они никогда не увидят Париж», как говорится в песне. Французская столица, наряду с Мехико, Мадридом и Афинами, планирует запретить движение дизельных транспортных средств по главным районам города, чтобы сократить загрязнение воздуха к 2025 году, а города во всем мире, скорее всего, последуют тем же путем.
Сделав шаг вперёд, Осло и Берген - два крупнейших города Норвегии - планируют к тому же времени создать зоны с нулевым уровнем выбросов, ограждая районы города, где так же будут вытеснены и бензиновые двигатели. Поэтому, пока вы все еще боретесь с припаркованными во втором ряду автомобилями в центре города, рассчитывайте, что скоро их будет меньше, они станут экологически чище и намного-намного тише.
4. Зарядка во время езды
Если бы все водители в городе ездили в электрических автомобилях, то вполне логично предположить, что все городское пространство, вместо парков, клумб и скверов было бы занято зарядными станциями для электромобилей.
На самом деле, при небольшом планировании инфраструктуры, мы могли бы заряжать наши автомобили, стоя на светофорах, или просто находясь на парковочном месте. Идея зарядки на расстоянии кажется чем-то невыполнимым, но уже десять лет ученые могут передавать энергию на расстоянии до 2 метров с эффективностью около 100 процентов. Это называется магнитно-резонансной связью, и может быть выполнено через катушки с питанием в дорожном полотне для создания вибрации в катушках автомобиля, которые затем преобразуют эту вибрацию в электричество для зарядки батарей.
Городские транспортные системы во всем мире уже тестируют автобусы, которые заряжаются во время остановки, не подключаясь к сети, а технология легко встраивается в каждое новое паркоместо и в асфальт на перекрестках. Скоро ожидается запуск приложения, через которое каждый водитель сможет оплачивать такую подачу электроэнергии.
5. Налог на пробки
Будущее здесь, и за него нужно платить. «Тарификация перегруженности уличного движения» означает, что вы будете платить больше за пользование городскими улицами в те часы, когда все остальные тоже захотят ими пользоваться. Такие сборы соответствуют базовому закону спроса и предложения, и могут быть внесены в правила дорожного движения. Этот налог используется в Сингапуре с 1975 года, но многие города, от Лондона до Риги, все больше пользуются такой схемой снижения трафика.
И, поскольку у нас скоро будут «умные» транспортные средства, разговаривающие с интеллектуальной инфраструктурой, то становится очевидным, что они будет облагаться дорожным сбором. Вместо налога на бензин водители будут оплачивать пошлину за пройденное расстояние с более высокими ставками для определенных районов в определенное время. Большие транспортные средства, такие как лимузины и внедорожники, будут платить больше, чтобы заехать в центр города, точно так же, как на сегодняшний день в некоторых городах это делают водители трехосных грузовиков.
6. Поездка в город, но не по городу
Экономика крупных городов зависит от Park-n-Ride (или местного эквивалента), в котором рабочая сила из пригорода едет на вокзал, чтоб отправиться оттуда в центр города на работу. Несмотря на то, что пригородное железнодорожное сообщение идеально подходит для будних дней, оно не идеально для коротких поездок или внепиковых часов, когда поездов мало и они ходят с большим интервалом. Поэтому, некоторые города преобразовывают эту идею, и обычные автостоянки становятся большими пересадочными центрами. Поистине умный город позволит вам добраться куда-то в центр, где вы пересядете в маршрутку, которая вас подберет (по запросу в специальном приложении), чтобы доставить вас на велосипедную станцию или к пневмопроводу с транспортной капсулой. Возможно даже, в ярком зеленом цвете, как вы и читали в фантастическом романе.
По материалам BBC.