Дело в том, что в Германии их можно купить за несколько сотен евро, а благодаря тому, что растаможка в Украине привязана к объему двигателя, легализовать такую машину можно за 1,5–2 тыс. евро. Так как же это сделать и в какую в итоге сумму обойдется такой автомобиль?
Как выбрать автомобиль в ЕС
Начать поиск подходящего авто стоит с интернет-объявлений, причем, если у вас нет друзей в Европе, лучше всего искать машину в Германии (самый большой выбор, простое оформление). Самые популярные сайты для этих целей — autoscout24.de, mobile.de и auto.de. Но важно отфильтровать на них предложения из регионов, куда можно просто (быстро) добраться автобусом или лоу-костом.
Обычно продавцы легко соглашаются забронировать авто на два-три дня, но если вы будете добираться неделю, есть риск, что выгодного товара там уже не будет. Если машина не подошла, всегда можно поискать альтернативу на автобазаре: самые крупные находятся в Берлине, Гамбурге, Касселе, Ганновере, Бремене, Эссене, Кельне, Нюрнберге и Штутгарте. Также там есть много автохаусов, где можно выгодно купить б/у авто.
Документы и таможня
С продавцом при покупке составляется договор купли-продажи (Kaufvertrag). Обязательно нужно сверить личность продавца по паспорту, проверить наличие действующего талона техосмотра. После составления договора в обмен на деньги продавец передает вам техпаспорт (Fahrzeugbrief). Следующий шаг — покупка страхового полиса (Doppelkarte) на выдачу транзитных номеров. Их можно получить за 120–150 евро в Цулассунгштелле (так называется МРЭО) вместе с международным допуском на машину (Internationaler Zulassungschein) — оформление займет до часа. После этого на машине можно ехать домой.
Отметим, что номера для перегона авто в Германии бывают двух видов: с желтой полосой (выдают на пять дней) и красные (можно ездить год). На немецко-польской границе необходимо оформить декларацию Т2 (у брокера), это стоит 70 евро.
Заказать доставку
Альтернатива самостоятельной поездке за авто в ЕС является заказ такой услуги из Киева. Если раньше такой заказ был связан с риском (не каждый доверит перегонщику несколько тысяч евро), то сейчас можно купить авто по интернету у одного из европейских салонов, торгующих б/у авто (на авто дают гарантию). Расчет — по безналу через банк, оказывающий услуги по СВИФТ-переводам (сумма оплаты является подтверждением таможенной стоимости). Доставку можно заказать у перевозчика (автовозом), причем платить нужно лишь после того, как машину привезут (в Киеве). Цена услуги — около 900 евро, а срок — до 2 недель. Так как авто не едет по дорогам, покупать на нее страховку и номера не нужно. Есть и возможность чуть сэкономить: заказать доставку до польско-украинской границы (600 евро), а на границе самому сесть за руль.
Преимущества малолитражек
У большинства малолитражек для облегчения кузова в его конструкции используется много пластика, поэтому ржаветь у таких авто практически нечему: достаточно лишь обработать раму снизу. Зимой ездить можно без проблем, но из-за необходимости греть салон сильно снижается мощность двигателя (авто с напрягом едет 60–70 км/час). Поэтому такие машины можно назвать сезонными — как мотоцикл с коляской. Двигатели таких авто ходят до 300 тыс. км без ремонта, но если у авто есть турбина, то при несвоевременной замене масла она выходит из строя (замена — около 20 тыс. грн). Подвеска довольно надежная (обслуживание — раз в 40–50 тыс. км), а в интернет-магазинах нет проблем с покупкой расходников, в том числе и качественного неоригинала. А плановое ТО (4 литра синтетики, фильтра, колодки) обойдется в 1,5–2 тыс. грн.
Цена растаможки
На европейских сайтах (например, mobile.de) несколько тысяч предложений по продаже авто с объемом двигателя 0,6–1 л. Цена приятно удивляет — такие машины отдают всего за 500–800 евро, причем с талоном о прохождении немецкого техосмотра (то есть авто полностью исправно). Чтобы растаможить такую машину, нужно заплатить:
- Пошлина (10% от цены авто) — 80 евро
- Спецпошлина (2,15%) — 17 евро
- Импортный сбор (5%) — 40 евро
- Акциз (1,438 евро за куб. см) — 1438 евро
- НДС (20%) — 475 евро
Итого растаможка обойдется в 2050 евро. Кроме этого нужно заплатить налог в Пенсионный фонд (3%) в размере 71 евро. И все. Получается, что в этом случае авто обойдется в 2921 евро или 79 тыс. грн. В Украине за такие деньги можно купить лишь иномарку середины 90-х или 10-летний «Ланос» с минимальным уровнем комфорта. То есть смысл в покупке такой малолитражки есть.