Сегодня дизель — чуть ли не ругательное слово в лексиконе современных автомобилистов. После того, как в 2015 году был обнародован скандал с Volkswagen, во многих странах это топливо подверглось более пристальному вниманию, в связи с запретами и дополнительными налогами.
Для дизельных автомобилей все слишком быстро изменилось, при этом Ауди рассматривали суперкар на «тяжёлом топливе» всего несколько лет назад. Забытый концепт-кар R8 TDI Le Mans должен был стать первым в своем роде.
Около 100 лет эликсиром жизни для мощных автомобилей был высокооктановый бензин. Он использовался лучшими суперкарами, подкреплялся попытками установления мировых рекордов, и было отмечено, что он намного превосходил все возможные альтернативы. Так было до тех пор, пока Audi не выиграла гонку 24 часа Ле-Мана с дизельным двигателем.
В 2006 году Audi R10 TDi навсегда изменил восприятие дизеля в автоспорте, выиграв культовую гонку на выносливость. Двигатель высокой производительности установил впечатляющие темпы. Audi удерживала ведущие позиции до появления гибридных автомобилей в гонках на выносливость, взяв верхнюю ступеньку Ле-Мана в 2006, 2007, 2008, 2010 и 2011 годах.
В то время, когда дизельные автомобили были намного выгоднее бензиновых, концепция Audi R8 V12 TDi служила барометром для оценки заинтересованности общественности в использовании характеристик дизельного спектра. Выводы были сделаны на Детройтском автосалоне 2008 года.
Называть этот автомобиль просто дизельным Audi R8 было бы несправедливо, особенно учитывая количество инженерных разработок, которые вошли в проект. В нем используется та же архитектура, что и в хорошо зарекомендовавшем себя суперкаре Audi R8, но под более грубой кожей находится совсем другое животное.
Вместо обычного мотора V8 у R8 появился новый 6,0-литровый турбодизельный двигатель V12. Этот экзотический движок развивал 493 л.с. и мог выдать пиковый крутящий момент в 1000 Нм с самых низов — с 1750 об/мин. От 0 до 100 км/ч авто разгонялось за 4,2 секунды, а максимальная скорость превышала 300 км/ч.
Для установки 12-цилиндрового двигателя в R8 потребовалось огромное количество инженерных решений, включая смещение задней балки вперед и удаление багажного отделения. Было кое-что, о чем в Ауди не слишком распространялись, — стандартная коробка передач от R8 не помещалась в концепт-кар, поэтому была установлена 6-ступенчатая механика от Audi A4. Если бы автомобиль вышел в массовое производство, потребовалась бы сделанная на заказ КП.
Во время дебюта автомобиля множество людей пожелало внести значительный вклад в этот суперкар. Тем не менее, Audi приняли решение оставить R8 V12 TDi на стадии концепта из-за высоких затрат на исследования и разработки. R8 V12 TDi оказался слишком дорогой и очень нишевой машиной.
И пусть у нас так никогда и не было первого в мире массового дизельного суперкара, его стиль сохранился в последующей модели R8 V10, а двигатель перекочевал под капот флагманского кроссовера компании Audi Q7.
Сегодня, когда репутация дизеля изрядно подмочена, трудно представить что что-либо, подобное R8 V12 TDi, когда-нибудь снова попробуют создать. А жаль.