E30 M3 остается Священным Граалем для поклонников автомобилей M-серии, считаясь генезисом самой знаменитой модели BMW. Эта машина стала символом автоспорта и позволила энтузиастам получить чистый опыт вождения, который они могли себе позволить купить в автосалоне.
BMW M3 был спроектирован как гоночный автомобиль, а затем омологирован для улучшения технических характеристик. Внешне от серийного кузова E30 автомобиль отличался более широкими арками, большим антикрылом на корме и передней «губой». Также у M3 был более пологий наклон заднего стекла, для лучшей аэродинамики. Коэффициент аэродинамического сопротивления (Cx) составлял всего 0,33! Бамперы, накладки на пороги и крышка багажника были сделаны из пластика, что позволило массе M3 удержаться на уровне 1200 килограммов.
За этими, уже столь знаменитыми решетками радиатора, установлен безнаддувный четырехцилиндровый двигатель S14B23, основой которого стала рядная шестерка от легендарного BMW M1. По-видимому, свое название S14 получил потому, что был разработан всего за 14 дней. Объем двигателя составляет 2,3 литра, а мощность — 195 л.с. С таким мотором М-ка разгоняется до 100 км/ч за 6,7 секунд, а максимальная скорость машины превышает 230 км/ч. Автомобиль дышит свободно и звучит великолепно. Это также связано с пятиступенчатой механической коробкой передач Getrag, хотя американские версии оснастили H-образной трансмиссией.
В стандартную комплектацию BMW M3 уже тогда входили ABS, передние вентилируемые тормозные диски диаметром 280 миллиметров, межколёсный дифференциал повышенного трения и гидроусилитель руля. Также на M3 установили электронно-управляемые амортизаторы — переключателем на передней панели можно было выбрать один из трёх режимов: Sports, Normal и Comfort.
Простенький интерьер E30 оживили спортивный руль и рычаг КПП с фирменным триколором, а спидометр разметили уже до 260 км/ч.
По правилам группы A для допуска гоночной машины к соревнованиям требовалось выпустить не менее пяти тысяч дорожных версий за год. Цену на автомобиль установили в 58 тысяч марок, что, по тем временам, было далеко не дешево. К примеру, самый дорогой из «бумеров» 3 серии — кабриолет BMW 325i — стоил на 15 000 дешевле. Но желающих приобрести быструю M3 это не останавливало. Презентацию машины прессе провели весной 1986 года на автодроме Мюджелло (Mugello), а в 1987-м все пять тысяч экземпляров уже были проданы.
Поговаривают, что своим существованием легендарная M3 обязана председателю совета директоров BMW Эберхарду фон Кюнхайму и техническому директору BMW Motorsport, Паулю Роше. В начале 80-х руководитель концерна обратился к своему лучшему инженеру с просьбой создать новый спортивный двигатель для третьей серии. Тогда они ещё не знали, что этот автомобиль станет чрезвычайно популярным и даже культовым. Сегодня модель является одной из редчайших и востребованных среди коллекционеров из всех BMW.
Помимо первой, немцы выпустили еще 3 вариации: Evolution 1, Evolution 2 и Sport Evolution. В Sport Evolution двигатель заменили на 2,5 литровый, мощностью 238 л.с. Финальная версия разменивала первую сотню за 6,5 секунд, а максимальная скорость достигала 250 км/ч. Машина отличалась передним спойлером и регулируемым задним антикрылом. Всего в 1990-м году выпустили лишь 600 экземпляров.
M3 Sport Evolution выдает все, что у него есть, начиная с 7000 оборотов. Ход подвески короткий, а рулевое управление немного более зубчатое, чем на и без того динамичной серии M3. Даже в режиме простоя четырехцилиндровый двигатель большого объема демонстрирует характерный звук, буквально жаждущий мощного рывка. Почти 30-летний M3 Sport Evolution 1990 — настоящее откровение с точки зрения динамики движения.
Будь то закрытый двухдверный автомобиль 1989 года или кабриолет BMW M3, было продано почти 18 000 автомобилей. Первый M3 появился на рынке, как мы уже говорили, за 58 000 немецких марок, в то время как M3 Sport Evolution в конце производственного цикла имел стартовую цену в 85 000 немецких марок.
Все эти модели M3 являются важной основой успеха BMW M GmbH (название компании BMW M до 1993 года). Истинная легенда, выраженная в комбинации букв и цифр, которая продолжает вдохновлять автолюбителей со всего мира и по сей день.