Известная нам, простым смертным, как Снежный Крейсер, эта массивная разведывательная машина представляла собой попытку США завладеть Антарктидой. Однако дела пошли не совсем по плану.
В преддверии Второй мировой войны покорение обширных территорий невостребованного континента стало чем-то вроде спорта для заурядных искателей приключений — и американская социальная элита была в их числе.
Разработанный физиком и исследователем Томасом К. Полтером и построенный Технологическим институтом Чикаго, Snow Cruiser был поразительно большим. Приблизительно семнадцать метров в длину, шесть метров в ширину и пять метров в высоту, на огромных пневматических шинах — даже по современным стандартам это была сила, с которой стоило считаться.
Имея такой примечательный автомобиль ценой в 150 000 долларов в 1938 году (2,8 миллиона долларов при современной инфляции), США продемонстрировали явное намерение отстаивать свою собственность в различных секторах полярного региона.
В Антарктиде было многое поставлено на карту. Освоение этих мерзлых земель стало непреодолимой проблемой, которая принесла бы много восхищения и уважения тем, кто преуспел бы в этом деле. Открывались безграничные возможности для научных исследований с целью создания метеорологических обсерваторий, которые могли бы значительно помочь в долгосрочном прогнозировании изменений климата. А кого не будут при этом интересовать еще и огромные запасы угля, нефти, меди, олова и никеля под снегом?
Следовательно, Snow Cruiser был огромен по одной главной причине. Мало того, что авто являлось жильем для нескольких мужчин, оно также служило мобильной научной лабораторией и компетентным транспортным средством для полярных исследований.
Snow Cruiser перевозил 9500 литров дизельного топлива, а также 3785 литров авиационного топлива для самолета Beechcraft Staggerwing Scout, размещенного на крыше, миссией которого было проведение аэрофотосъемок.
Такой вес требовал огромной конструктивной прочности, обеспечиваемой каркасом и стальной обшивкой, которая затем была покрыта ярко-красной краской, с целью обеспечить легкое обнаружение транспортного средства с самолета. Естественно, было бы глупо отправляться в столь коварное путешествие без запасных шин; поэтому две 3-метровые запаски были помещены в задний отсек.
Однако, для успешной миссии в Антарктике потрясающих пропорций было недостаточно. Предполагалось, что Снежный Крейсер будет проезжать по неизведанным ледяным полям, взбираться на полярные горы, а также преодолевать многочисленные глубокие и опасные разломы.
Мощность авто обеспечивалась дизель-электрическим гибридом, состоящим из двух 150-сильных дизельных двигателей Cummins H-6, которые приводили в действие отдельные генераторы, питающие электрические моторы, находившихся в каждой ступице колеса. Вероятно, это было первое использование дизель-электрической трансмиссии в таком большом транспортном средстве.
В настоящее время подобная установка — стандартное явление в современных карьерных самосвалах.
Во время возникновения препятствий передние колеса могли «втягиваться» внутрь длинных свесов кузова, а задние использовали свой контакт с землей, чтобы протолкнуть переднюю часть Snow Cruiser сквозь щель. Тоже самое повторялось и для задних колес в их черед. Это была инновационная и уникальная система.
Snow Cruiser был оснащен рулевым управлением на 4 колеса с двумя рычагами, а не обычным рулем. Такая система позволяла совершать разворот с 9-метровым радиусом.
Автомобиль стал настоящим технологическим чудом, которое захватило воображение публики. Обладая рядом инновационных функций, исследовательский аппарат оказался идеальным материалом для широкого круга научных и инженерных публикаций. Среди них была «Популярная наука», которая в ноябре 1939 года опубликовала детализированные схемы проекта.
Неудивительно, что когда огромный Снежный Крейсер покинул строительный завод в Чикаго 24 октября 1939 года, ему суждено было совершить незабываемое путешествие к ожидающему его кораблю, направляющемуся к берегам Антарктиды.
Из Чикаго в Бостон, заехав по дороге в Нью-Йорк, красный левиафан заставлял замереть каждого, кто его видел. Улицы и дороги наводнили тысячи любознательных людей. В конце концов, не так уж и часто транспортное средство настолько велико, что требует обеих полос движения. Большинство дорог перекрыли до прибытия Snow Cruiser, который в лучшем случае развивал скорость лишь 18 км в час.
Через неделю после отъезда из Чикаго Снежный Крейсер прибыл в Огайо, где столкнулся с многочисленными проблемами. Первой преградой стал тоннель шириной ровно 6 метров, зазор составлял всего 10 см. Потребовалось три часа и четыре человека, чтобы помочь чудо-автомобилю безопасно проехать сквозь него.
К сожалению, удача отвернулась от экспедиции на небольшом мосту по шоссе Линкольна. Система рулевого управления сломалась, что привело к падению Снежного Крейсера в ручей. Гидравлические домкраты, встроенные в кузов, частично приподняли автомобиль, что позволило разместить под колесами пиломатериалы, соорудив своеобразный пандус.
Однако, из-за огромной массы, операция по вызволению Snow Cruiser оказалась не такой простой, и авто застряло там на три дня.
Непреднамеренно маршрут в Бостон послужил подготовкой людей на борту к трудностям, которые ожидали их в Антарктиде. Snow Cruiser покинул Америку 15 ноября 1939 года на борту корабля «Северная звезда».
К сожалению, настоящие проблемы автомобиля лишь начинались. Как только экипаж попытался покинуть судно в начале января 1940 года, стало очевидно, что гладкие шины не могли перемещать авто по снегу и льду.
Goodyear, который снабдил Snow Cruiser своей резиной, сегодня продает зимние шины со сложным узором протектора. Однако 80 лет назад считалось, что шины без протектора идеально подходят для условий Антарктики. Выводы были основаны на концепциях болотных транспортных средств и тестах, проведенных в песчаных дюнах на озере Мичиган.
Все же, команда Snow Cruiser попыталась оправдать амбиции проекта. Экипаж намотал цепи на задние колеса для увеличения сцепления, но их усилия особо не улучшили положение. Вместо этого, к их удивлению, они обнаружили, что движение задним ходом намного эффективнее. Одна из самых длинных таких поездок была колоссальной — 150 км!
К сожалению, для преодоления длительных походов через Антарктиду в распоряжении экипажа было лишь 300 л.с.. В большинстве автомобилей эта цифра по-прежнему достойна восхищения, но, учитывая, что Snow Cruiser весил 34 тонны, технические характеристики были крайне неадекватными — 8,8 л.с. на тонну.
В итоге экипаж решил обосноваться на одном месте и накрыл Снежный Крейсер пиломатериалами, с целью помочь машине сохранить тепло. Ученые были полны решимости продолжать свои исследования дальше, но большие опасения по поводу начала Второй мировой войны отвлекали внимание и финансирование от проекта Snow Cruiser.
К сожалению для Snow Cruiser, энтузиазм по поводу проекта так и не возник снова. Жуткое эхо войны звучало еще много лет, и амбициозная программа Антарктической службы США была в значительной степени забыта.
Сообщения о «полном провале» Snow Cruiser наводнили американские газеты, и внимание общественности, столь отчетливо просматриваемое на улицах между Чикаго и Бостоном, начало ослабевать.
С тех пор Снежный Крейсер был обнаружен лишь дважды. В конце 1946 года экспедиционная группа Highjump военно-морского флота США обнаружила брошенный автомобиль и доложила об этом. По всей видимости, для того, чтобы снова функционировать, Snow Cruiser требовалось лишь базовое обслуживание да шины накачать. Но никаких действий предпринято не было.
Около двенадцати лет спустя Снежный Крейсер был вновь обнаружен, хоть и находился под несколькими метрами снега. Экспедиционная команда 1958 года раскопала его до основания колес и смогла попасть внутрь, где обнаружила журналы, газеты и сигареты команды первопроходцев.
Исследовательская группа 1958 года проверила трансмиссию и заявила, что для возобновления работы автомобиля потребуется совсем немного усилий. Но и в этот раз от Снежного Крейсера отказались, и команда вернулась домой. Было решено, что Snow Cruiser придется подождать пока ужасы глобального мирового конфликта не канут в лету.
Это был последний раз, когда Снежный Крейсер был обнаружен. Более поздние экспедиции пытались, но так и не смогли найти реликвию в Антарктике. Геологи предположили, что Snow Cruiser, возможно, уже покоится на дне океана после того, как значительная часть ледового шельфа Росса обвалилась в середине 1960-х годов.
Некоторые люди выдвигали теории заговора об исчезновении Снежного Крейсера, включая вероятность того, что Советский Союз вывез автомобиль во время холодной войны.
В любом случае, «Снежный крейсер» представлял собой одну из величайших американских амбиций. Хотя автомобиль столкнулся с многочисленными трудностями как на дороге, так и на коварной поверхности Антарктиды, в нем впервые успешно использовались несколько инновационных концепций.
Snow Cruiser остается доказательством желания человечества выйти за пределы зоны комфорта и стремиться к новым научным открытиям. Пропавший без вести Снежный Крейсер продолжает разжигать воображение энтузиастов и навсегда останется воплощением самой сути довоенных исследований.