Стеклоочистители фар уже прошли свой путь к вымиранию, но в 1980-х и 90-х годах они все же возникли, хоть и совсем ненадолго. Такие бренды, как Volvo и Land Rover, высказывали веские аргументы в пользу их функциональности. В Швеции, например, много снега, и когда становится слякотно, очистка фар без необходимости останавливаться имело смысл. То же самое касалось и внедорожников, которые, как ожидалось, должны быть «по уши» в грязи. Однако на обычном представительском седане стеклоочистетили фар были скорее эстетическим признаком того, сколько денег владелец потратил на машину.
Вертикальные прямостоящие фары ушли в прошлое — теперь об очищении заботится аэродинамика и омыватели высокого давления. В честь утраченной опции механических стеклоочистителей для фар, мы вернулись в прошлое, чтобы отыскать наши любимые автомобили, в которых данная функция преподносилась как верх крутости.
Mercedes-Benz W123/W124 E-Class
Шасси W123 E-класса по сей день остается воплощением качества Mercedes-Benz в области машиностроения. Mercedes выбрал здесь простое и элегантное инженерное решение для стеклоочистителей фар — дугу в 150 градусов. Они также могут работать независимо от дворников ветрового стекла.
Saab 99
Saab 99 был пионером во многих отношениях, это также был первый автомобиль, предложивший омыватели передних фар, в далеком 1970-м. Сумасшедший дизайн даже по сегодняшним меркам — все выглядит так, будто крошечный человечек прячется за решеткой и орудует мини шваброй. Шведская сверхинженерия во всей красе.
Volvo 240
Было бы логичным предположить, что изначально именно Volvo разработала стеклоочиститель фар, но на самом деле они последовали примеру Saab. Ранний дизайн Volvo 240 довольно небрежен, однако, позже стиль дворников Volvo, демонстрируемый в видео выше, был более эффективным — в вертикальном положении они возвышались над кромкой капота! Зато площадь очищаемого стекла была максимальной. Позднее дуговые дворники были заменены на «ползающие».
BMW E30 3-й серии
Как бы вы справились с очисткой двух пар круглых фар в передней части автомобиля? Просто используйте четыре стеклоочистителя и делайте вид, что это не выглядит глупо. Даже на E30 M3. Как вы можете видеть на видео, BMW решила проблему очистки круглых фар на своих автомобилях, используя прямой рычаг на неподвижной оси и не удерживая верхнюю часть резиновых «дворников» на месте.
К слову, похожая «диагональная» схема использовалась и на классическом 111-м Мерседесе, но уже в вертикальной ипостаси, а также на других моделях BMW, таких как BMW 7 серии (Е23). Очень простое решение, и оно работает блестяще, пока резина не начнет разлагаться и наконечники не отвалятся.
Jaguar XJ-S
В 1990-х Jaguar использовал довольно блестящую систему пантографа для XJ-S, которую вы видели на автобусах, лодках и внедорожниках. Или, если вы — фанат Porsche, на заднем стекле 928. Система Jaguar настолько нудна, что мы не смогли найти видео с ее демонстрацией, поэтому мы просто предоставили запись, показывающую как работает пантограф.
Volvo S60
В начале 21-го века большинство конкурентов Volvo для очистки фар на ходу перешли на использование омывателей высокого давления, но Volvo некоторое время все еще предлагала вариант механического стеклоочистителя на S60. К тому времени они разработали симпатичный маленький механизм, который позволял дворнику приблизиться к дуге в 180 градусов.
Range Rover
Range Rover L322 поколения был последним Range Rover, в котором были установлены фактические дворники фар, а не форсунки под давлением. Это также, возможно, последнее поколение Range Rover, которые были куплены, чтобы действительно ездить по бездорожью. Прелесть их стеклоочистителей в том, что устройство фар было спроектировано таким образом, чтобы дуга простого механизма дворников могла идеально покрыть оптику.
Мы не смогли найти какие-либо видео со стеклоочистителями Range Rover L332 в действии, но наткнулись на запись с более новой системой форсунок Range Rover в замедленном режиме.
FSO Polski Fiat 125p
Еще в эпоху коммунистического режима в Восточной Европе Polski Fiat (дословно переводится как Польский Фиат) был построен и продан базирующейся в Варшаве компанией FSO по лицензии Fiat. Дворники на этих авто, благодаря движению и по часовой, и против часовой стрелки, полностью очищают поверхность каждой из фар. Да и выглядит такое решение очень привлекательно.
Лада Нива
Lada Niva является одним из самых странных недооцененных внедорожников. Это самый успешный автомобиль советского производства, с точки зрения мировых продаж. Дитя железного занавеса, эквивалентное Jeep Cherokee или Range Rover, хотя на западе, его больше ассоциировали с Suzuki Samurai или Jimny.
На протяжении всего своего жизненного цикла Niva одновременно была и небрежно сконструированной, и невероятно устойчивой. Что касается дворников фар, которые выглядят подозрительно похожими на концепцию BMW, то ими оснащались лишь экспортные Нивы. В России же Нивы со стеклоочистителями оптики стали появляться уже после распада СССР, да и то силами местных энтузиастов, которые возвращали экспортные машины на историческую родину.