В то время как полностью автономные автомобили сейчас проходят через классический период разочарования со стороны инвесторов (80 миллиардов долларов было потрачено на разработку беспилотных авто, и по словам Volkswagen, машины все еще далеки от истинной автономии, да и «беспилотные авто имеют ограниченную привлекательность и высокую стоимость»), все больше и больше средств автоматизации 1-го уровня внедряются в автомобили.
Примерами коих являются: адаптивный круиз-контроль (ACC), который сопоставляет скорость с автомобилем перед вами, или система удержания автомобиля на полосе движения (LKA), которая контролирует дорожную разметку и возвращает обратно на нужную полосу движения. Как отмечается, «на уровне 1 водителю по-прежнему необходимо полностью следить за ситуацией и контролировать автомобиль самостоятельно».
Уровень 2 немного сложнее. Подразумевается одновременное использование ACC и LKA. По данным Национального управления безопасностью движения на трассах, американцы, которые управляют транспортными средствами, оснащенными адаптивным круиз-контролем (ACC) и Lane Keeping Assist (LKA), обеими расширенными функциями помощи водителю, допускают использование своих смартфонов во время вождения на значительно большей скорости, чем у те, у кого нет новейших технологий.
Сорок два процента водителей, с технологией Lane Keeping Assist в своих машинах, заявили, что они «часто» или «иногда» используют видеочат во время вождения, по сравнению с 20 процентами, которые рискуют подобным образом без передовых технологий в авто. Набирают телефонный номер вручную 56% против 38, а вот пишут сообщения за рулем 62 процента «умников» против 51.
У управления есть длинный список рекомендаций о том, «как быть таким же умным, как ваш умный автомобиль во время вождения». Мы не уверены, что это подходящий заголовок. Сегодня машины не очень умные, и все же люди полагаются на них, делая за рулем такие вещи, как отправка текстовых сообщений, обновление социальных сетей, проверка почты или фотографирование селфи. Агентство продолжает:
«Половина всех респондентов также заявили, что готовы отвлечься от дороги менее чем на пять секунд, чтобы сосредоточиться на другой задаче. Все во время движения по открытой трассе на скорости 100 км в час. На такой скорости вы можете проехать длину футбольного поля за 3,2 секунды!»
Горе от ума
Вспомнился опыт вождения Miata 1990 года: тонкие жесткие сиденья, механическая коробка передач, практически никакой шумоизоляции — все это помогает водителю сосредоточиться. Едешь на ней без подушек безопасности, заглядывая под фуры, и действительно серьезно концентрируешься на дороге.
Однако сегодня производители продолжают превращать автомобили в комфортные жилые комнаты, где можно расслабиться, и «ум» таких машин не делает их для нас безопаснее.