Пустая автострада - это странное зрелище. Там, где раньше было 4 полосы движения на 110 километров в час, теперь - бетонные просторы с бесчисленными автомобилями, застрявшими, словно в ловушке, среди дорожных конусов и машинам скорой помощи. Мы патрулируем с офицерами полиции, которые следят за участком трассы M25, и мы вернемся к этой сцене позже.
Наш день начинается в более спокойной обстановке Восточного регионального центра управления автомагистралей (RCC) Англии. В диспетчерской огромный экран, на котором можно одновременно просматривать онлайн-видео с 24 камер или настроить отображение одной камеры на всех дисплеях, образующих экран размером с кинотеатр, если того требует ситуация.
Операционный менеджер Эдди Оаг начинает с того, что объясняет роль, которую играет дорожная служба. «Наша задача - управлять основными автомагистралями. Это традиционно делалось полицией, но в 2005 году мы взяли на себя часть их обязанностей. Мысль была такова: кто лучше всего сможет убрать упавший камень с 3-й полосы шоссе? Это высококвалифицированный и востребованный сотрудник полиции или кто-то другой, с другой подготовкой, может это сделать?»
Эдди знакомит нас с оперативником Орлой Даймонд, которая рассказывает о повседневной эксплуатации автомагистрали. «Я нахожусь в отделе обработки вызовов, принимаю входящие вызовы с телефонов SOS и экстренных служб», - объясняет она.
Мы сидим рядом с Орлой, и смотрим в прямом эфире небольшое ДТП с участием Honda Jazz, Volvo S60 и Renault Trafic van. Транспортные средства остановились на обочине, возле дорожного ограждения. «Некоторые люди останавливаются на второй полосе движения после небольшой аварии, хотя эта остановка не нужна, если машины могут перемещаться и никто не пострадал. Эти ребята все сделали правильно», - говорит Даймонд.
Затем мы видим поломаный фургон, частично блокирующий полосу движения. «Это в секции ALR M25. Это не безопасное место для остановки», - говорит Даймонд. «Будут включены светофоры, и будет отправлена команда, чтобы разблокировать дорогу». ограничение скорости снижено до 60 километров в час. «Это была бы первоочередная, незамедлительная работа», - объясняет Даймонд, поскольку сотрудники полиции и дорожной службы уже в пути. Время прибытия составит две минуты.
Сначала на месте происшествия появляется полиция, за ней быстро следуют сотрудники дорожной службы, которые прибывают на «Ленд Ровер Дискавери» и приближаются к полосе 1, чтобы препятствие могло быть перемещено. Автомагистраль замедляется до тянучки, когда фургон прицеплен к «Дискавери» и отбуксирован в безопасную зону.
Прошло всего девять минут от момента, когда в диспетчерской обнаружили фургон, и до его удаления с дороги, но за это время движение на расстоянии до пяти километров от места ДТП замедлилось, и некоторые участки шоссе оказались заблокированными - хотя Орла считает, что инцидент прибавил к поездкам всего пять минут или около того.
Каждый инцидент, который мы наблюдаем в течение следующего часа или около того, драматичен. Это был перевернутый караван; пешеход, который хотел прыгнуть с путепровода. Но это еще одна пятница для сотрудников центра управления, которые спокойно и профессионально справляются с такими ситуациями. С точки зрения диспетчерской и всевидящей сети видеонаблюдения мы замечаем, что трафик движется как вода. Затор в одном месте приводит к ряду пробок до него, а его устранение не сразу сказывается на нормализации движения.
Мы расстаемся с Орлой и направляемся на парковку центра управления, где присоединяемся к сотрудникам службы дорожного движения Гэри Перлу и Тому Губбинсу, которые проводят предварительные приготовления на своем Land Rover Discovery.
Мы отправляемся на шоссе M25. Том высоко оценивает Discovery. «Это один из лучших автомобилей, которые у нас когда-либо были, хотя Mitsubishi тоже очень хороши. Мы можем буксировать многотонные грузовики с помощью этих авто. Я уже буксировал 44-тонные грузовики».
Наша смена начинается спокойно, и мы мягко катимся по автостраде - офицеры дорожного движения должны соблюдать ограничения скорости. Тем временем радиоэфир заполнен различными сообщениями для экипажей, которые находятся ближе к местам различных происшествий. Гэри и Том делятся своими историями о жизни в дороге, чтобы скоротать время: у автобуса отвалились два колеса, одно из которых попало в машину; очистка дороги от разлива 600 литров дизельного топлива после того, как баки грузовика были пробиты при столкновении; обочины, усеянные бутылками «Driver Tizer» - пластиковыми бутылками с мочой, которые выбрасывают из автомобилей водители, которые не хотят делать остановки. «M25 - наш офис. Нам не нравятся люди, использующие его в качестве туалета », - говорит Гари.
Звонок по радио быстро заканчивает наш разговор: на противоположной стороне магистрали горит автомобиль. Мы проезжаем примерно 1,5 км до разворота, после чего направляемся в сторону происшествия.
Из-за пожара первая полоса движения перекрыта и установлено ограничение скорости в 60 км/ч, и чем ближе мы к месту происшествия, тем нитенсивнее движение. Нас обгоняют две пожарные машины, после чего мы закрываем движение, чтобы автомобили аварийных служб могли разместиться и работать на автомагистрали. Сообщение, инструктирующее водителей не обгонять, отображается на дисплее в задней части Discovery; Том занимает позицию посреди дороги, и мы блокируем движение в западной части трассы M25.
Причина драмы понятна с первого взгляда - пожарные заливают водой тлеющий фургон Ford Transit, который смог съехать с трассы в разрыв дорожного ограждения. И хотя на траве есть следы горящего дизеля, сам водитель не пострадал.
Что удивительно, так это то, насколько плавно разрешается ситуация. Примерно через 15 минут после того, как пожарные прибыли, пожар потушен, а автомобиль в безопасности. Мы спрашиваем, можем ли мы поближе взглянуть на фургон, и нам говорят, что это возможно, если мы ничего не будем трогать. «Горящий пластик и резина выделяют плавиковую кислоту», - говорит Гэри. «Это горючее соединение, и если вы дотронетесь до него, и ваш палец начнет гореть, единственный способ остановить это - сорвать вместе с кожей. Это неприятно». Нам не нужно повторять дважды.
Моторный отсек представляет собой обугленный кусок металла; ветровое стекло почернело от дыма и паров; рулевое колесо расплавлено, и в салоне появился едкий химический запах. Это был явно серьезный пожар, который представлял значительную опасность, хотя пожарные быстро его потушили.
После того как пожарная бригада уехала, M25 снова можно открыть, хотя первая полоса остается закрытой, и фургон может быть эвакуирован.
Координация движения на автомагистрали - сложный процесс, а большая часть работы сотрудников службы дорожного движения незаметна. И несмотря на то, что многие водители часто бывают возмущены заторами на дороге, офицеры дорожного патруля Highways England часто выполняют сложную и опасную работу, чтобы обеспечить безопасность движения.