Начнем с того, что напомним, что такое «растаможка» и из чего она состоит. Итак, есть три основных таможенных платежа: пошлина, акциз и НДС. Еще есть не таможенный, но обязательный платеж – сбор за первую регистрацию, который касается легковых автомобилей.
Пошлина: рассчитывается в процентах от оценочной стоимости автомобиля, её размер от 0 до 10% (реже – 15...20, или больше для санкционных ТС). Акциз зависит от типа ТС, его двигателя, рабочего объема цилиндров (для ДВС) или емкости аккумулятора (для электромобилей). Налог на добавленную стоимость (НДС) составляет 20% от суммы (стоимость автомобиля + таможенная пошлина + акциз).
Сбор за первую регистрацию уплачивается после таможенного оформления, перед самой регистрацией, его размер составляет от 3 до 5% от стоимости легкового авто.
Кроме таможенных платежей, планируя бюджет на покупку авто за границей, стоит добавить расходы на саму поездку (или доставку авто по материку и в контейнере, для машин из США), стоимость услуг брокера, цену сертификации авто в Украине, и добавить еще немного, чтобы точно хватило на все прочие сопутствующие расходы.
Легковые авто с пробегом
Что изменится? Новые ставки пошлин на легковые автомобили происхождением из Евросоюза. Вместо полной ставки 10% будет применяться пониженная, размером 5,5%. Чтобы ею воспользоваться, нужен сертификат типа EUR1, который следует получить в стране, откуда автомобиль экспортируется. Продолжают действовать нулевые ставки пошлин на авто из Канады, - правда, это направление у «гонщиков» популярности не снискало. Еще среди изменений – запрет импорта ТС, которые имеют происхождение из РФ.
Размеры таможенных и обязательных платежей:
- Пошлина: 5,5...10%
- Акциз: по формуле
- НДС: 20%
- Сбор за первую регистрацию: 3...5%
Требования относительно экостандартов – «Евро-2» (ориентировочно от 1997 года выпуска). Разумеется, можно (и нужно) покупать более новые авто с «Евро-3/4/5/6».
«Евробляхи» - для этого сегмента автопарка больше не предвидится льгот, переходных периодов или каких-либо других особых условий. Штрафы за эксплуатацию нерастаможенного авто (это касается не только легковушек, а всех видов ТС) составят до 170 000 грн с конфискацией автомобиля. Причем этот штраф может быть наложен не только во время остановки патрульными, которые будут проверять все машины с иностранной регистрацией, а даже при пересечении границы человеком, который некогда ввез «транзитом» или в режиме «временный ввоз» авто, и «забыл» его вовремя вывезти или растаможить.
Номинально 2020-й можно считать годом официального окончания «эры евроблях». Однако не менее официальная статистика ГФС свидетельствует, что нерастаможенных авто остается еще немало, в том числе, ввезенных резидентами. Возможно, все эти ТС ввезены с финансовым гарантированием, поэтому рисковать собственными средствами никто не будет. А, возможно, и не все, и среди них есть доля «классических блях». Узнаем об этом впоследствии, получив обновленные данные от таможенников.
Электромобили – в этом году продолжают действовать льготы на растаможку легковых электроавто: пошлина – ноль, НДС – ноль. Только акциз в размере 1 евро за 1 кВт*ч емкости тяговой батареи (на практике – от 20 до 100 евро). О нововведениях в регистрации таких ТС, а также о гибридах и грузовые электрокары, – подробнее в отдельной публикации.
Мототранспорт б/у
Наверное, двухколесную технику растамаживать проще и дешевле всего. Ставки пошлины на мото из ЕС в этом году стали нулевые, кроме двух категорий (мотороллеры, мотоциклы до 125 см3): за них придется заплатить целых 1,7% пошлины. Вот какие ставки таможенных платежей для мото-ТС:
- Пошлина: 0...10%
- Акциз: от 0,062 до 0,447 евро за 1 см3, или 22 евро за 1 шт. для электро.
- НДС: 20%
Требования относительно экостандартов – не применяются.
Грузовые с пробегом
Как и для всех других ТС, для грузовиков будут снижены ставки пошлины на машины из Евросоюза, и составят они от 1,9 до 3,8%. Также, благодаря отсрочке введения эконорм «Евро-6», далее можно импортировать грузовики с «Евро-5», то есть, с годом выпуска от 2010. Напомним, что в случае переоборудования грузового авто в легковое, следует уплатить акцизный сбор по той формуле, что приведена в разделе о легковушках.
- Пошлина: 1,9...10%
- Акциз: от 0,02 до 1,65 евро за 1 см3 (0 – для тягачей («фуры»).
- НДС: 20%
Требования относительно экостандартов – «Евро-5/6».
Автобусы б/у
Хотя импорт в этом сегменте довольно слабенький, однако и для пассажирских перевозчиков у нас есть некоторые новости. На автобусы из Евросоюза тоже предусмотрены «скидки»: в частности, пошлина вместо базовых ставок 10/20% составит 3,8/7,5%. Все остальное без изменений, разве что, как и для грузовиков, продлена возможность ввоза автобусов с «Евро-5».
Требования относительно экостандартов - «Евро-5/6».
Как может измениться растаможка в 2020 году?
Опираясь на статистические данные об импорте автотранспорта в 2019 году, можно прогнозировать, что в сегменте легковушек все останется как есть, кроме коммерческих электромобилей и, возможно, гибридов, которые могут получить определенные налоговые льготы. То же касается и мототранспорта – условия достаточно лояльны, чтобы их переписывать.
Импорт грузовиков и автобусов в определенной степени сдерживает акцизный сбор, который повышается в 40 и 50 раз для автомобилей старше 5 и 8 лет соответственно. Возможно, если на это будет политическая воля, эти множители будут отменены и импорт такой техники оживится.