Я очень хорошо помню свои ощущения от посещения салона Geely в 2012 году, когда отправился посмотреть на “премиум”-новинку этого бренда - кроссовер Emgrand X7. Отвратительного качества пластик, элементы салона, которые держались на саморезах, отваливающийся подлокотник, который было невозможно открыть, и двери, закрывающиеся со звуком удара палкой по пустой железной бочке.
Этот случай окончательно закрепил мой стереотип о китайском автопроме: дешевые некачественные авто, скопированные у именитых брендов, которые никакой конкуренции с европейскими производителями иметь не будут.
Но с тех пор прошло уже 8 лет, и внезапно выяснилось, что современные китайские автомобили ничем не уступают бюджетным европейским брендам, а часто даже и превосходят их, если сравнивать в цене одинаковые по классу автомобили.
Качество сборки, материалы и комплектующие, применяемые технологии в производстве автомобилей в Китае уже давно идут в ногу с мировым автопромом. Конечно, с ростом качества повысилась и цена, но не забываем, что это всё-таки Китай, страна с неиссякаемой дешевой рабочей силой, поэтому признанные автогиганты никогда не смогут предложить потребителям продукцию по такой же цене.
Почему электромобили?
Китай уже давно и успешно представляет себя на всех мировых автосалонах. У консервативных европейцев современные новинки китайских автобрендов вызывают шок и недоумение - как за столь короткое время можно было достигнуть такого прогресса в дизайне, качестве и уровне применяемых технологий?
И если уж говорить о технологиях, то само собой, нужно говорить об электротранспорте. Во-первых, сейчас это тренд - практически каждая третья новость на автосайтах тем или иным образом затрагивает электромобили. Во-вторых, именно в авто с электродвигателем и сосредоточены самые передовые инновации мирового автопрома.
Конечно, в популяризации электротранспорта и появлению моды на супертехнологичные авто 90% заслуг принадлежит Tesla. Именно эта компания год за годом вносит в сознание потребителей мысль о том, что электромобили - это круто, выгодно, что за ними будущее. И не удивительно, что практически все автоконцерны последовали за новой тенденцией - автомобили с электроприводом или гибридные авто сейчас есть практически у каждого бренда.
Еще в 2018 году мы писали о концепте, представленном китайским брендом NIO - футуристическом спорткаре NIO EP9. Хотя мировая пресса и представляла его, как “китайскую Теслу”, на самом деле этот концепт полностью оригинален, в том числе и по дизайну автомобиля. Что касается “начинки” - тут тоже все хорошо, так как NIO имеет свою команду в Formula-E и в технологическом плане вполне самостоятелен.
Сейчас же NIO (как и большинство других известных и неизвестных китайских заводов) предлагает клиентам высококачественные серийные электромобили, постоянно развивая и совершенствуя технологии.
Но все автовыставки, концепт-кары и прочая активность производителей может быть лишь предметом абстрактного интереса у обычного автовладельца, который хочет ездить здесь, сейчас и недорого. Так что же может предложить рынок электромобилей украинским водителям?
Электротранспорт в Украине
Со времен появления на наших дорогах первых Tesla Roadster и Model S электромобили стали очень популярны. Эксперты прогнозируют, что к 2035 году каждый четвертый автомобиль в Украине будет электрическим.
Конечно, такие авто, как Tesla Model X или BMW i8 не получили большого распространения из-за высокой цены, но большое количество Nissan Leaf, Renault ZOE, BMW i3 и других авто среднего ценового сегмента за последние пару лет сформировали устойчивый рынок электротранспорта в нашей стране.
В начале 2018 года Украина входила в топ-5 стран по развитию рынка электрических машин, а на 1 января 2019 года количество зарегистрированных за год авто с электроприводом увеличилось на 73%.
Такой рост привел и к появлению соответствующей инфраструктуры - в Украине насчитывается 1773 публичных зарядных станций на 3685 пунктов подключения, что приблизительно составляет по одному пункту подключения на 3,5 электромобиля.
К сожалению, рост рынка электротранспорта в Украине ограничен двумя факторами: во-первых, это цена новых авто, которая выше, чем цена аналогов с ДВС, а во-вторых, отсутствие электромобилей в продаже у официальных автодилеров многих популярных брендов.
И на этом фоне вполне естественным было появление частных автосалонов, которые предлагают как новые, так и б/у автомобили с электродвигателем, как известных, так и экзотических производителей. Особняком стоят предложения именно китайских брендов, так как цена таких автомобилей решает проблему выбора - новое за дорого, или б/у подешевле, ведь цены на китайские электромобили часто ниже, чем цены на авто с ДВС от привычных нам брендов.
Давайте же посмотрим, что может предложить китайский автомобильный рынок украинскому потребителю. Для понимания того, что можно купить и по какой цене, мы обратились к компании VOLTauto, которая представляет широкий выбор китайских электромобилей в Украине.
1. Chery Tiggo 3xe
Известный в Украине производитель Chery представляет электроверсию всем известного компактного кроссовера Tiggo 3. Внешне автомобиль практически не отличается от версии с ДВС. Автомобиль имеет запас хода в 401 км на одном заряде, разгоняется до 150 км/ч. Автомобиль с доставкой и растаможкой обойдется от $17000.
2. Chery Arrizo 5e
Еще один электрокар от Chery - на этот раз седан, со схожими характеристиками: 401 км на одном заряде и 152 км/ч максималки. Такой авто у нас можно купить по цене от $16000, естественно с учетом всех обязательных платежей.
3. Geely Eagle Kandi ex3
Электрический кроссовер от Geely имеет более скромные характеристики: максимальная скорость до 102 км/ч, пробег на одном заряде до 302 км. Цена автомобиля “под ключ” составит от $16000.
4. Dongfeng ER30
Компактный автомобиль Dongfeng ER30 чем-то похож на Daewoo Matiz и имеет схожие размеры. Тем не менее, это полноценный пятидверный авто, с электроприводом и ценой, которая компенсирует непритязательную внешность - от $11000 под ключ. Характеристики автомобиля вполне подойдут для ежедневной эксплуатации в городских условиях - максимальный запас хода - 255 км, разгоняется автомобиль до 115 км/ч.
5. Zotye E200
Еще один супер-компактный авто, концептуально напоминающий Smart. Автомобиль разгоняется до 105 км/ч, а на одном заряде проедет 301 км. Кстати, эти характеристики даже превосходят показатели Smart, а цена за новый авто от $13000 приблизительно равна цене на б/у Смарт.
6. Xpeng G3
То, что называется “Китайская Тесла”. По крайней мере, дизайн очень похож на Tesla Model X, разве что задние двери открываются привычным способом. Максимальная заявленная скорость - 170 км/ч, пробег от зарядки до зарядки составит 351 км. Цена такого авто в Украине начинается от $20000 с учетом всех платежей.
7. Greatwall Ora iQ
Greatwall - еще один бренд, известный в Украине. Несмотря на то, что первые владельцы автомобилей Greatwall вряд ли были ими довольны на 100% - это было давно. Сейчас высокотехнологичный электромобиль Ora iQ с запасом хода в 401 км на одном заряде и максималкой в 150 км/ч может очень сильно удивить скептиков. Однако, вместе с качеством выросла и цена - купить в Украине такой авто можно от $20000 с учетом всех необходимых платежей.
8. JAC IEV7S
IEV7S уже несколько лет продается небезызвестным китайским брендом JAC. Теперь такой автомобиль доступен и в Украине. За цену от $17000 покупатель получит электромобиль с компоновкой среднеразмерного кроссовера, несколько футуристическим и явно не китайским дизайном, запасом хода в 300 км и максималкой до 130 км/ч.
Выводы будут?
Прицениваться и присматриваться к предложениям китайских производителей электроавтомобилей однозначно стоит. Цены на такие автомобили, благодаря субсидиям и поощрениям правительства Китая, еще очень долго будут в хорошем отрыве от цен на европейские и американские “электрички”, а качество уже давно вышло на достойный уровень.
Также нужно отметить, что появление большого количества частных площадок по продаже электромобилей сыграло на руку покупателям. Теперь клиент получает полный цикл сервиса - консультации по подбору автомобиля, его доставку, сертификацию и растаможку. Также дилеры занимаются закупками запчастей и сервисным обслуживанием автомобилей, так как вряд ли кто-то будет покупать автомобиль, который негде и нечем ремонтировать.
Если вы задумывались о приобретении электромобиля - стоит задуматься о “китайцах”. Невысокая цена и хорошая востребованность электромобилей даст вам возможность попробовать и понять, ваш ли это вариант или все-таки стоит остановиться на классическом авто с ДВС, хотя, как говорят владельцы электрокаров - кто раз попробовал, тот уже не сможет отказаться.
В ближайшем будущем именно китайские электромобили окажут существенное влияние не только на украинский, но и на мировой авторынок. Китайские производители не скованы традициями консервативных автогигантов, и могут очень быстро менять подходы к разработке автомобилей, а конкуренция за рынки уже вывела качество этих авто на уровень с известными мировыми брендами. Так что через два-три года мы уже не будем удивляться, наблюдая на улицах европейских городов больше Chery и Geely, чем авто традиционных брендов.