Автоматизация дорожного движения развивается и ставит новые требования к шинам. Когда автомобиль не управляется человеком, ему необходимо иметь возможность самостоятельно следить за дорожными условиями, например, через установленные на шинах датчики. К старым и хорошо знакомым характеристикам безопасности, таким как сцепление на льду и сопротивление аквапланированию, добавится технология, которая производит данные в режиме реального времени.
– Если автомобиль не имеет водителя, способного проверить состояние шин, должен быть иной способ определения уровня безопасности, - говорит Мика Пенттиля, глава отдела цифровых технологий компании Nokian Tyres.
Когда информация, полученная от шин, дополняется данными, например, о погоде, бортовая информационная система автомобиля может получить общее представление о преобладающих дорожных условиях и соответствующим образом регулировать вождение. Датчики на шинах также смогут отслеживать износ шин, давление и температуру внутри шины. Повышение внутренней температуры может быть ранним признаком повреждения шины, позволяя устранить проблему до того, как это вызовет опасную ситуацию на дороге, считает эксперт компании Ваши Шины.
- Насколько бы «умным» не был ваш автомобиль, шины являются единственным связующим звеном между автомобилем и дорогой, - говорит Юкка Каси, старший вице-президент по продуктам и маркетингу компании Nokian Tyres.
Шины сообщат вам, когда они будет нуждаться в замене
“Умные” шины также дают толчок новым моделям обслуживания шин, которые можно применять даже до появления роботизированных автомобилей на улицах.
- В будущем шины также будут изнашиваться и требовать замены. Однако покупка нового комплекта шин может стать более легкой и незаметной, - говорит Пенттиля.
Холодильники будущего будут знать, когда у вас закончится молоко и смогут заказать его из магазина. То же самое может происходить и с шинами. По мере износа шин датчики смогут уведомлять об этом точку продажи шин. Вам смогут доставить новый комплект или сразу установить его на вашем автомобиле. Однако, по словам Юкки Каси, первый шаг - уведомить водителя об износе шин.
- Шина сможет передавать данные об износе бортовой информационной системе, которая сообщит водителю, что шины можно безопасно использовать в течение следующих трех месяцев. В то же время система сообщит о необходимости связаться с ближайшим продавцом шин и предоставит его контактную информацию. Это похоже на то, как современные автомобили могут известить водителя о недостаточных запасах топлива и предоставить маршрут до ближайшей станции обслуживания.
Профилактическое обслуживание становится особенно важным в условиях роста популярности общего пользования автомобилем, тем более когда автомобили начнут управляться автономно. Благодаря этому пассажиры точно не окажутся в трудном положении.
“Умные” шины появятся раньше, чем роботизированные автомобили
Хотя основная революция продолжается, различные датчики и решения для “умных” шин уже доступны. Датчики давления в шинах (TPMS) уже хорошо знакомы потребителям, однако более совершенные технологии пока доступны только для профессионального использования. Например, концепция Nokian Tyres Intuitu для сельскохозяйственных шин и шин для тяжелой техники сочетает в себе встроенные датчики и мобильное приложение для сбора данных.
Однако, Юкка Каси считает, что такие решения как Intuitu станут привычным явлением - даже до того, как мы увидим беспилотные автомобили на дорогах.
– “Умные” шины сначала станут распространенными среди электрокаров, поскольку те имеют шины большего размера и много датчиков, связанных с шинами. Это произойдет примерно через пять лет, - резюмирует Каси.