Понятие “помеха справа” обросло огромным количеством мифов и часто используется плохо подготовленными водителями, как непреложный аргумент в дорожных спорах или решении задачек на знание ПДД.
На автофорумах и в тематических группах в соцсетях можно без труда найти обсуждение дорожных ситуаций, сопровождающееся тысячами комментариев, где водители яростно доказывают друг другу применимость этого злосчастного правила, хотя многие просто не знают, что в реальности есть лишь несколько случаев, когда “помеха справа” используется для разъезда автомобилей.
Чтобы расставить все точки над «ї» по поводу этого правила, обратимся к самому главному документу для водителей и пешеходов - Правилам дорожного движения.
«Помеха справа» - что говорят в ПДД?
Для тех, кто учил Правила дорожного движения по комментариям инструктора автошколы, или получал права лет 20 назад, приводим выдержку из Правил:
п. 16.12 На перехресті рівнозначних доріг водій нерейкового транспортного засобу зобов'язаний дати дорогу транспортним засобам, що наближаються праворуч, крім перехресть, де організовано круговий рух…
Цим правилом повинні керуватися між собою і водії трамваїв.
… Перевага в русі на нерегульованих перехрестях, де організовано круговий рух і які позначені дорожнім знаком 4.10, надається транспортним засобам, які вже рухаються по колу.
Что это значит? Все очень просто. Если вы находитесь на перекрестке, на котором нет знаков приоритета, соответствующей разметки, светофорного регулирования, и к вам справа приближается участник движения - вы обязаны его пропустить. Если вы видите знаки приоритета, или перекресток регулируется светофорным объектом - действуйте согласно знакам и/или сигналам светофора, “помеха справа” в этом случае не работает.
На картинке выше мы видим Т-образный перекресток без знаков приоритета движения. Для водителя учебного (белого) автомобиля синий авто находится справа, поэтому сначала проезжает синий. Для водителя синего авто белый находится слева, и помехой не является.
Этот пример очень показателен, так как большинство водителей почему-то уверены, что если они проезжают такой перекресток по прямой, то находятся “как бы на главной”. На самом деле - нет. И это заблуждение очень часто является причиной ДТП на подобных перекрестках.
Взаимное (одновременное) перестроение
При одновременном перестроении транспортных средств, которые двигаются в одном направлении, правило «помехи справа» тоже работает:
п. 10.3 ...За одночасного перестроювання транспортних засобів, що рухаються в одному напрямку, водій, який знаходиться ліворуч, повинен дати дорогу транспортному засобу, що знаходиться праворуч.
На этой иллюстрации мы видим автомобиль и мотоцикл, которые одновременно перестраиваются в соседние полосы движения. Согласно ПДД, водитель автомобиля должен уступить дорогу водителю мотоцикла, который находится справа от него, и только потом перестраиваться.
Это простое правило почему-то крайне редко используется водителями, которые действуют по принципу “влез и молодец”, хотя может многим сэкономить нервы, время, а иногда и деньги.
Если главная дорога меняет направление
Еще один (последний) и гораздо менее очевидный случай, когда применяется правило «помеха справа»: если вы находитесь на перекрестке, где главная дорога меняет направление.
п. 16.14 Якщо головна дорога на перехресті змінює напрямок, водії транспортних засобів, які рухаються по ній, повинні керуватися між собою правилами проїзду перехресть рівнозначних доріг.
Цим правилом повинні керуватися між собою і водії, які рухаються по другорядних дорогах.
На иллюстрации прекрасный пример такой дорожной обстановки. Кто и в какой очередности должен проезжать такой перекресток? Первым поедет автомобиль, в котором мы “находимся” в данный момент, так как для грузовика он находится справа. Вторым - грузовик, потому что он движется по главной дороге, и последним - автобус, он приближается к перекрестку по второстепенной дороге и в данном случае уступает всем.
Еще раз хочется напомнить, что правило «помехи справа» не работает при проезде перекрестков с круговым движением, и на этом обсуждение применимости этого «народного» правила можно считать законченным.
Не забывайте иногда перечитывать и освежать у себя в памяти Правила дорожного движения, и помните, что всегда следует иметь в виду, что несмотря на вашу уверенность в собственной правоте, у других водителей может быть иное мнение по поводу той или иной дорожной ситуации. Всем ровных дорог!