Перестало сокращаться число банков, выдающих автозаймы, а ставки снизились.
В сложные времена наличных средств — на приобретение той же машины — у людей становится меньше. Да и взять их в долг не так просто, как хотелось бы. О том, как чувствует себя автокредитование в Украине, нам рассказали председатель правления Андрей Киселев, замдиректора департамента розничного бизнеса Александр Нестеренко, начальник управления розничного кредитования банка Наталья Столярчук и начальник отдела продаж автокредитования Максим Якушенко.
С ЛЕГКИМ ПРИВКУСОМ ОПТИМИЗМА
Хорошие новости заключаются в том, что авторынок Украины начинает оживать. По данным ассоциации "Укравтопром", за первый квартал этого года в стране было продано 12 286 новых легковых авто, что на 58% больше, чем за аналогичный период 2015-го. Это еще далеко не докризисные объемы продаж, но тенденция налицо. При этом киевляне, по традиции, показали пример всей стране: в первом квартале на долю столицы пришлось 28% общеукраинских продаж, при этом прошлогодний результат оказался увеличен на 68%. Апрель поддержал тенденцию, причем даже с ускорением: 5697 новых легковых автомобилей, приобретенных украинцами в этом месяце, оказалось на 86% больше, чем год назад. То есть спрос на авто увеличивается огромными темпами по сравнению с той ямой, в которой рынок был раньше. Эксперты связывают такое положение дел с тем, что в экономике наметились позитивные изменения, что прибавило оптимизма, и больше людей решается на давно откладываемые крупные покупки.
ЛЕД ТРОНУЛСЯ.
"Условия получения кредита на покупку автомобиля для физлиц существенно не менялись", — говорит Александр Нестеренко. "На сегодня ставки зависят от первоначального взноса заемщика и продолжительности срока, на который предоставляется автокредит", — объясняет Наталья Столярчук. Чем больше взнос и меньше срок, тем на более низкие ставки можно рассчитывать. Потенциальные клиенты банков вынуждены искать альтернативные пути. "По-прежнему банки "проигрывают" по предлагаемым условиям лизинговым компаниям, которые при внесении клиентом 50% от цены автомобиля предоставляют дешевое финансирование (например, пятилетний договор можно заключить по ставке менее 18%. — Ред.), — говорит Андрей Киселев. — В результате в банки обращаются за автокредитами только те клиенты, которые не могут внести и половину стоимости автомобиля". Тем не менее, займы сроком на один и три года уже начали постепенно дешеветь (средняя ставка годового кредита с начала года по конец мая снизилась с 14,02% до 13,82%, трехлетних — с 18,84% в начале февраля до 18,76% на 19 мая), тогда как для пяти- и семилетних займов ставки все еще немного растут (5-летние с 20,19% до 20,37%, 7-летние — с 19,88% до 20,23%).В целом рынком правит осторожность. "На данный момент мы наблюдаем рост ответственности заемщиков. Люди берут в кредит только недостающую сумму и ответственно относятся к срокам и суммам погашения. Стараются закрывать досрочно. Осторожность чувствуется во всем, — рассказывает Максим Якушенко. — При выборе банка и в отношении к условиям договора".
СТАБИЛИЗАЦИЯ.
Кроме небольшого снижения ставок, есть еще одна хорошая новость: перестало сокращаться число банков, выдающих автокредиты. Так, по данным компании "Простобанк Консалтинг", на конец мая кредиты на приобретение новых авто иностранной сборки предлагают 13 из 50-ти крупнейших банков. И это число не снижалось с начала года. В то время как в предыдущие годы оно шло вниз. Так, за 2014 год число таких банков снизилось на 11, а за 2015-й — на три. Более того, выросло число банков из числа 50-ти крупнейших, которые дают кредиты на приобретение бывших в употреблении автомобилей. К компании "Приватбанка" и VS Bank присоединился Credit Agricole. Для сравнения: в начале 2015 года таких банков было 13, потом их число резко сократилось до двух. В общем, есть надежда, что со временем и рынок автокредитования подтянется за авторынком.
ЧЕГО ЖДАТЬ
Сделать кредиты более доступными для населения банкирам мешают две вещи: отсутствие "дешевых" денег и достаточно высокие риски невозврата кредитов, которые приходится компенсировать за счет увеличения ставок.
"Для того чтобы ставки по кредитам пошли вниз и в целом условия кредитования стали более лояльными, необходимо соблюдение двух важных условий, а именно: появление у банков возможности привлечения недорого ресурса и принятие на законодательном уровне ряда законопроектов о защите прав кредиторов", — рассказывает Андрей Киселев. Перспективы появления и принятия законопроектов туманны. А вот понять, что происходит с ресурсами, гораздо проще.