Объёмы потребления топлива в Украине падают, а доля постоянных затрат АЗС растёт. Это неизбежно повлияет на цену топлива.
С начала июня средние цены по стране на бензин А-95 премиум держатся на уровне 23,3 грн/л, А-95 — 22,3 грн/л, А-92 — 21,6 грн/л и ДТ — 19,3 грн/л. Впрочем, период стабильности может продлиться недолго, ведь размеры розничного рынка топлива продолжают снижаться. По данным Госстата, в июне 2016 года АЗС реализовали 142,6 тыс. т бензина, что на 8% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, и 94,6 тыс. т дизельного топлива, что на 13% меньше по сравнению с июнем 2015 года. Стабильно растут лишь объёмы реализации более дешёвого сжиженного газа. Его за июнь продали 55,2 тыс. т, что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Если же говорить о денежном выражении, то, по данным ГФС, за январь — июль этого года Украина импортировала нефтепродуктов на $1,6 млрд, что на 26% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом, по сравнению с июлем прошлого года, цены на бензин не только не снизились, но выросли на 5%, с 22,1 грн/л. Нет прямой зависимости и между розничными ценами на топливо на украинских АЗС и мировыми ценами на нефть. С июня по август, по данным Nasdaq, цены на Brent колебались в пределах $42–53 за баррель, но на цене топлива в Украине это никак не отразилось.
При дальнейшем снижении объёмов рынка операторы АЗС, скорее всего, компенсируют свои потери увеличением розничной цены топлива
Наиболее вероятная причина ценовых странностей — рост так называемых постоянных затрат АЗС (которые не зависят от объёмов проданного топлива — к примеру, заработная плата и платежи за электричество) при снижении объёма продаж, а также высокая закредитованность сетей АЗС в валюте. По словам главы АМКУ Юрия Терентьева, на розничном рынке нефтепродуктов есть признаки «пассивного сговора», то есть ситуации, когда сети не заинтересованы в ценовой конкуренции между собой и устанавливают максимальный уровень цен, при котором покупатели готовы хоть как-то брать топливо, а сети могут покрывать свои затраты.
Финансовое состояние многих групп, владеющих крупными сетями АЗС, оставляет желать лучшего. К примеру, 28 июля Фонд гарантирования вкладов физических лиц выставил на продажу за сумму в 849 млн грн 32 АЗС под брендом WOG (группа «Континиум» Степана Ивахива и покойного народного депутата Игоря Еремеева), которые находились в залоге банка «Форум». Долгами обременены и другие компании. При этом, по словам замдиректора научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцева, на сегодня нормы рентабельности украинских АЗС сопоставимы с европейскими. «В соответствии с используемой Минэнергоугля расчётной методикой доля налогов в цене бензина достигает сегодня около 41%. Закупочная стоимость ресурса — 39%. Затраты трейдеров на логистику и транспортировку (с учётом потерь продукта), а также условно-постоянные затраты АЗС — соответственно 5% и 7% (в среднем). Таким образом, операторам остаётся 8% торговой наценки. Эта величина сопоставима с европейским уровнем».
По словам главы АМКУ Юрия Терентьева, на розничном рынке нефтепродуктов есть признаки «пассивного сговора»
Но глава ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук признаёт, что постоянные затраты у АЗС с уменьшением объёмов реализации топлива растут, несмотря на попытки их оптимизации (к примеру, переход на энергоснабжение от автономных дизельных генераторов выходит дешевле, чем покупка электричества у облэнерго). При дальнейшем снижении объёмов рынка операторы АЗС, скорее всего, компенсируют свои потери увеличением розничной цены топлива.
Ещё один фактор — вероятный рост цен на нефть, о котором говорят многие эксперты. По словам президента ОПЭК Мохаммеда бин Салеха аль-Сада, колебания цен на нефть в летние месяцы были связаны с избытком запасов нефтепродуктов. В III и IV кварталах этого года он ожидает стабильного роста цен на нефть на фоне снижения запасов и падения мировой добычи.