С развитием общества возрастает количество транспортных средств (далее – ТС), которые двигаются по автодорогам страны. При этом плотность дорог увеличивается гораздо меньшими темпами чем темпы роста количества автомобилей, что приводит к появлению автомобильных заторов, которые становятся крайне негативными явлениями для многих жителей мегаполисов. Недавнее исследование показало: после часа пребывания в дорожном заторе резко возрастает риск инфаркта. В результате загрязнения воздуха, вызванного автотранспортом, умирает примерно втрое больше, чем от дорожно-транспортных происшествий. Экономические расчёты показывают, что один час стояния одного автомобиля в пробке уменьшает ВВП страны до 5 долларов. Таким образом, учитывая, что каждый киевский автомобилист проводит в заторах и тянучках (которых возникает до 70 в день) в общей сложности суммарно до 45 дней в году, только столица недодаёт в валовый продукт страны несколько десятков миллиардов гривен. Основной причиной пробок на киевских дорогах является хаотичная планировка и асимметрия: административный, деловой и культурный центры сконцентрированы в одной части города, на одном берегу Днепра, а спальные районы — на другом. Другая причина заторов — большое количество автомобилей (на улично-дорожную сеть столицы «давит» около 1,5 млн. автомобилей, только примерно половина которых киевской регистрации) и низкая пропускная способность дорог (площадь киевских дорог составляет всего около 2% территории города, что примерно в 3 раза меньше, чем в Москве и почти в 10 раз меньше чем в Лондоне и Нью-Йорке). При этом, водители и пассажиры ежедневно страдают ещё и от того, что сами себе многократно усложняют проезд за счёт паркования в запрещённых местах и искусственного сужения и без того несоответствующих потоку машин дорог.
В Украине, кроме Киева, наибольшее количество дорожных заторов возникает во Львове, Ивано-Франковске, Днепропетровске, Одессе, Тернополе. Систематические пробки начали появляться не только в городах-миллионниках, а и в значительно меньших городах с населением от 200 тысяч.
Очевидно, что решение проблемы заторов в Украине с помощью инженерных мероприятий, как это практикуется в высокоразвитых странах (путём строительства новых дорог и туннелей, многоярусных транспортных развязок, подземных, многоэтажных, перехватывающих паркингов), в ближайшее время не может быть в полной мере реализовано по объективным причинам, т.к. требует огромных средств, которыми ни Госбюджет, ни городские власти не располагают.
Тем не менее, нам вполне по силам применить в Украине позитивный опыт развитых цивилизованных стан мира и оптимизировать проезд по уже существующим автодорогам, заставить водителей уважать интересы других участников движения, оплачивать парковку на платных стоянках, перенаправить потоки средств от оплаты за парковку из нелегального оборота в бюджеты городов.
В той же Европе (и в этом могли убедиться многие наши соотечественники) практически не остаётся безнаказанным ни один случай неоплаты парковки, уплаченные средства поступают в муниципальные бюджеты и используются на обустройство транспортной инфраструктуры, а первейшим приоритетом как для дорожной полиции, так и соответствующих местных служб, является даже не снижение аварийности, а обеспечение свободного проезда по автодорогам. Уровень правосознания и взаимного доверия между властью и гражданами в этих странах даже позволяет обходиться без такой доказательной базы как фото-видеофиксация нарушений. Решение уполномоченного служащего о применении санкций оставляется на лобовом стекле автомобиля, и несмотря на то, что может быть обжаловано, на практике почти всегда сразу и безоговорочно выполняется.
Препятствием на пути создания европейской модели паркования в Украине является практически полное отсутствие у нас действенного законодательного механизма привлечения к ответственности за неоплату парковки и остановку-стоянку в запрещённых местах. В нашей стране парковка под запрещённым знаком, без оплаты либо с минимизацией оплаты приобрели, к сожалению, массовый и системный характер. Большая часть средств, уплаченных за парковку, не доходят до местной казны, а оседают в карманах нечистоплотных дельцов. Предприятия, которые предоставляют услуги по паркованию, хронически убыточны. Широко распространённая схема оплаты водителем наличными в карман парковщику в пределах 25-50% реальной стоимости парковки очень тяжело поддаётся противодействию, потому что является взаимовыгодной для обеих сторон. Победить этот коррупциогенный человеческий фактор можно только исключив денежные расчёты, а то и полностью непосредственный контакт между водителем и парковщиком, а также внедрением автоматизации контроля оплат за паркование.
Хотя в Кодексе Украины об административных правонарушениях (далее – КУАП) и есть отдельная статья (152-1) о нарушениях в сфере паркования, однако применить её на практике можно фактически только с согласия водителя-нарушителя. Поскольку, дав инспекторам-парковщикам право составления протокола об административном нарушении, законодатель не предусмотрел полномочий для этих инспекторов по проверке водительского удостоверения нарушителей. Инспектор ничего не может сделать, если водитель его игнорирует, т.к. он просто не знает на кого выписать протокол. Кроме того, даже если водитель-нарушитель пошёл навстречу и предъявил удостоверение, на месте привлечь его к ответственности всё равно невозможно, т.к. правом рассмотрения протоколов и вынесения постановления о привлечении к ответственности (штраф составляет от 136 до 204 грн.) наделены административные комиссии при городских советах. Полную неэффективность положений КУАП подтверждает факт, что за весь 2015 год во всех городах Украины по соответствующей статье (а она кроме неоплаты парковки содержит ещё 3 других дополнительных состава правонарушения: парковка на местах для инвалидов, несоответствующее оборудование парковок, незаконное размещение платных автостоянок) суммарно было привлечено к ответственности всего 257 человек или 0,7 человека в день. С таким соотношением официальной статистики с реальным положением дел, которые мы видим, латентность этого правонарушения может быть занесена в книгу рекордов Гиннеса!
Безнаказанное нарушение правил остановки-стоянки ТС у нас также повсеместно распространено, т.к. по тому же КУАПу полицейским, которые уполномочены привлекать к административной ответственности за эти правонарушения (штраф составляет 255 грн., а в случае, когда автомобиль создаёт угрозу безопасности либо препятствует движению — 510 грн.), необходимо дождаться появления водителя автомобиля, установить его личность и только потом вынести постановление. А водители, зная это, при нахождении в пределах видимости патрульных могут не подходить к своему ТС, а просто дождаться пока патруль не уедет на более важные мероприятия. Многие «законопослушные», совестливые среди водителей-нарушителей даже оправдывают себя мыслями, что «ну ведь негде же припарковаться…, все так делают…, вот пусть город построит паркинги, тогда и не буду нарушать…».
А как город может решит проблемы с паркингами, если кроме нехватки денег в местной казне, он не может даже частные инвестиции привлечь? Ведь любой инвестор должен понимать каким образом он вернёт вложенные средства на строительство подземных, наземных, перехватывающих паркингов. Действительно, какой смысл вкладывать, если у нас все паркуются кто как хочет безо всякой ответственности?.. Замкнутый круг получается…
Поэтому начальным шагом на пути наведение порядка в сфере паркования автотранспорта на дорогах городов Украины должно стать усовершенствование законодательной базы в этой сфере. При непосредственном участии авторов этой статьи был разработан и зарегистрирован в парламенте соответствующий законопроект, который предполагает внедрение в Украине цивилизованных комфортных правил паркования, базирующихся на практике стран ЕС (сам текст проекта и пояснительная записка с детальнейшим обоснованием необходимости его принятия доступны по ссылке: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=60428).
Основными новациями в случае принятия этого проекта станет фото-видеофиксация всех нарушений правил остановки-стоянки-паркования ТС в специальном «ручном» режиме, который предполагает автоматическое определение даты, времени, места расположения автомобиля нарушителя, проверку оплаты за парковку (либо через единую систему учёта оплат, либо — на начальном этапе — путём размещения водителем документа об оплате под лобовым стеклом). Предусмотрено также не ждать в течении неопределённого времени появления водителя-нарушителя, а привлекать к ответственности собственника автомобиля; однако при этом, обязательно оставлять на лобовом стекле автомобиля копию решения о привлечении к ответственности, которое гарантированно проинформирует фактического нарушителя о необходимости уплаты штрафа.
Это особенно важно, учитывая достаточно широкое распространение случаев управления транспортным средством не собственником (продажа по доверенности, передача ключей и техпаспорта родственнику-знакомому, аренда-лизинг и т.д.), а также частое игнорирование водителями необходимости регистрировать смену своего места проживания и переоформлять техпаспорта на машину. При этом, особо «ушлые» водители, которые решат не оплачивать штрафы, выписанные на фактических собственников автомобиля, во-первых, могут потерять права на управление ТС (путём, например, отзыва генеральной доверенности собственником), а во-вторых, будут рисковать в один «прекрасный» момент «попасть» под задержание своего ТС, которое может быть арестовано по решению исполнительной службы за неуплату штрафов.
Освобождение собственника автомобиля от ответственности предусмотрено в случаях, когда автомобиль или номерной знак выбыл из владения собственника вследствие противоправных действий, когда право управления ТС передано другому лицу, что подтверждается необходимыми документами, либо если фактический нарушитель уплатит штраф и обратится с заявлением об этом факте в соответствующий орган.
В контексте децентрализации власти и необходимости освобождения полиции от выполнения несвойственных ей функций по предотвращению заторов, полномочиями штрафовать за нарушение правил остановки-стоянки ТС, а также эвакуировать те автомобили, которые грубо препятствуют дорожному движению либо создают угрозы для его безопасности, предполагается (в дополнение к полицейским) наделить специально уполномоченных местной властью инспекторов по паркованию. Этим инспекторам законодательно будет запрещено брать деньги в качестве оплаты как услуг паркования, так и штрафов за соответствующие нарушения. Обоснованность эвакуации предусмотрено подтверждать обязательной фото-видеофиксацией, а исчерпывающий перечень случаев, когда эвакуация возможна (их всего 14), предлагается установить прямо в Законе.
Штрафы за неоплату и нарушение правил парковки предусматривается установить в 20-кратном размере стоимости одного часа парковки на соответствующей платной стоянке, что видится справедливым, т.к. стоимость парковки в различных городах Украины отличается (максимальная стоимость – 10 гривен в час в центральной части столицы). При этом, водителям планируется предоставить два льготных 10-дневных периода для добровольной оплаты штрафа с дисконтом 50% — как с дня фиксации правонарушения, так и с дня получения по почте собственником автомобиля копии постановления о привлечении его к ответственности. Таким образом, санкция за неоплату парковки в Киеве может уменьшиться с действующих 136-204 грн. до 50-100 грн.
Принятие новых правил парковки в Украине, разумеется, прямо не решит все проблемы в этой сфере, но точно станет тем фундаментом, первым и очень важным шагом на пути защиты и сбалансирования интересов местных общин и автомобилистов на базе основоположного принципа справедливости.
В конце концов, все мы должны (прежде всего ради самих себя) научиться соблюдать ПДД, уважать интересы других, платить за парковку не в карман парковщику, а в бюджет. И только тогда наши с вами деньги за парковку пойдут на строительство транспортных развязок, новых парковочных мест, уменьшение загазованности центров больших городов и т.д.
В противном случае мы вынуждены будем продолжать проводить 10-15% своей жизни в автомобильных пробках…