Попытка оказать поддержку отечественным нефтеперерабатывающим заводам путем ввода пошлина на белорусские нефтепродукты может иметь крайне негативные последствия.
Такой прогноз на развитие событий после проведения антисубсидарного расследования против бензина и нефтепродуктов, импортируемых в Украину из Беларуси, и возможного ввода пошлины на них в размере 180 долларов за тонну, делают эксперты «Консалтинговой группы А-95». По их мнению, первое, что ощутят на себе украинские потребители после ввода пошлины, будет рост цены на бензин. Расчеты показывают, что этот рост может оказаться на уровне 1 гривны на литр. Еще одна неприятность, с которой столкнется Украина – серьезная зависимость от поставок сырья из России, которая обязательно возникнет, после того, как Беларусь переориентирует свои поставки с украинского на другие рынки. При этом стоит помнить, что и украинский, и российский бензин в подавляющем большинстве не соответствует высоким международным стандартам. В то время как топливо из Беларуси отвечает стандартам Евро-5, украинская и российская продукция – это, как правило, стандарт Евро-3.
«В 2005-2009 годах тогдашнее правительство сначала отказалось от крайне выгодных газовых договоров с Россией, а потом заключило новые соглашения, сделавшие цену на газ для Украины наивысшей в Европе. Рассматривая возможность введения пошлин на импортные нефтепродукты, нынешнее правительство имеет шанс повторить ту же ошибку, но уже в нефтяной сфере: разрушить диверсифицированную систему поставок нефтепродуктов, отказаться от источников топлива с самой выгодной стоимостью и тем самым спровоцировать рост цен на украинских бензоколонках до европейского уровня», – считает Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95».
Кроме того, достижение главной цели пошлин – повышение эффективности работы украинских НПЗ – выглядит, по мнению экспертов, сомнительным еще и потому, что конфликт с Таможенным союзом, которого вряд ли удастся избежать, может иметь самые непредсказуемые последствия.