Автовод

Мобильное приложение Uber может разрушить рынок такси в Украине

19.01.2016 р. в 08:42 | metronews

Общая картина ситуации на рынке и мнения экспертов

Рынок такси Украины находится в хаотичном состоянии и очевидно нуждается в реформе. Не так давно в рамках интервью член Украинской таксомоторной ассоциации Геннадий Попов признался, что больше 90% перевозчиков находятся, как говорится, в тени. Впрочем, это лишь один из аспектов проблемы – помимо нелегалов, существуют еще такие недостатки, как непроработанная законодательная база, которая бы позволила контролировать рынок легковых автомобилей на дороге. Что уже говорить о том, что должная система наказаний за совершение теневой деятельности в сфере пассажирских перевозок также отсутствует.

Тревожную ситуацию неоднократно комментировали народные избранники. Правда, дальше заявлений дело так и не продвинулось. Так, нардеп от БПП Андрей Вадатурский несколько месяцев назад отметил, что без обеспечения государственного контроля за рынком такси проводить реформы бессмысленно: ведь они не принесут результата в условиях отсутствия правового поля, где легальная деятельность была бы более комфортной, безопасной и выгодной для предпринимателей.

Украинская таксомоторная ассоциация, полагаясь на опыт западных коллег, предлагала ввести временные разрешительные документы для такси. В качестве плюсов такого решения, конечно, можно отнести пополнение бюджета за счет уплаты денег за документацию.

Мининфраструктуры существующую проблему также признает и заявляет: легально в стране работают менее 10% такси. Отечественный клиент такси, разумеется, выбирает «где подешевле», поскольку вопрос качества предоставляемых услуг в нынешних рыночных условиях отходит на второй план (а жаль!). Бывший замминистра инфраструктуры Александр Кава заявлял, что не может назвать ситуацию острой, хотя решения она, конечно, требует. Комментируя инициативу таксомоторной организации, он сообщил, что немедленное решение вопроса может привести к многократному повышению стоимости услуг, что недопустимо с условием того, что такси является неотъемлемой частью городского общественного транспорта, заполняющей временные и маршрутные пробелы в его функционировании. Также он считает сложную экономическую ситуацию неподходящей для реформ.

Министр инфраструктуры и транспорта «оппозиционного правительства» Владимир Шемаев в свою очередь заявляет, что угроза человеческой жизни от нелегалов куда большем, чем угроза бюджету. Также он видит большую проблему в том, что рынком такси занимается минифраструктуры, а не местные власти, как во многих странах Европы, где органы самоуправления определяют количество необходимых машин, способных обеспечить потребности города, и проводит конкурс на лицензии, которые могут получить как компании-перевозчики, так и отдельные лица. Такая система поддерживает здоровую конкуренцию и регулирует систему.

А вот глава Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк считает, что вопрос решать нужно радикально: возможно, даже лишать нелегалов автомобилей. Также он заявляет, что очень часто отсутствие лицензии – не вина несознательных таксистов, а органов, выдающих эти самые лицензии долго и муторно. Антонюк полагает, что сначала нужно восстановить доверие к государству и поощрить легальную работу, а уже потом ужесточить систему наказаний.

Острая проблема с такси возникла и в столице Украины, где следующая ситуация не редкость: диспетчер очередной службы просит подождать 15-20 минут, однако по истечению этого времени оказывается, что машины нет. Все дело в том, что у многих служб нет постоянного автопарка и они являются всего лишь посредниками. За это диспетчерские службы обычно взымают около 9% с таксистов. А стандартный ответ «нет машины» очень часто означает «вас никто не хочет везти по заявленному тарифу». И это не говоря уже о таких популярных проблемах, как разные заявленная и конечная стоимость дороги, предложение «пройтись» до удобного таксисту места и т.д.

Что такое Uber и с чем его едят

Uber – это, прежде всего, мобильное приложение, которое позволяет подыскивать такси или даже частных извозчиков. Внедрение этого сервиса вызвало множественные протесты по всему миру. Почему? Убер фактически проявил себя как монополист. Изначально сервис был достаточно дорогим и предназначался для перевозок комфорт-класса, однако запуск проекта Uber X – дешевой версии – стал просто фурором. Многие таксисты посчитали такую конкуренцию недобросовестной и обращались к властям с заявлениями о том, что у перевозчиков Убер часто отсутствует лицензия. Так, кебы протестующих таксистов в сентябре 2015-го перекрывали улицы Лондона, Брюсселя, Варшавы и Рима, городов Канады, Бразилии и Франции.

Андрей Ясинец, старший программист Uber, говорит, что приложение делает бессмысленным владение вещами (в конкретном случае – автомобилями). Касательно протестов он отвечает лаконично: если таксист хочет зарабатывать, он возит людей, а не митингует. Среди плюсов он отмечает, к примеру, возможность найти такси сразу с детским креслом или другими необходимыми параметрами, поэтому обвинения в небезопасности считает беспочвенными. К слову, наличные больше могут не понадобиться: оплата происходит с карты и автоматически, что решает проблему разной стоимости поездки на словах и на деле.

«Есть исследование, которое, например, показывает, что Uber уменьшает количество водителей в состоянии алкогольного опьянения, — говорит Ясинец. — Также есть данные о том, что уменьшается загрязнение, поскольку становится меньше машин.»

А узнать о том, насколько добросовестный водитель или клиент можно при помощи рейтинга, который понижается при наличии жалоб.

Изначально компания появилась в Сан-Франциско в 2009-ом году. Деньги она зарабатывает за счет 20 % платы за транзакцию. Перевозчики, как правило, используют собственные авто. Также следует отметить, что Uber обычно готовится к крупным праздникам, на которые может быть много заказов. Вкратце: это может быть серьезный удар по неуверенному и шаткому рынку такси Украины – пускай сама компания позиционирует себя как «глобальный транспорт», а не как такси.

Как Uber может повлиять на рынок такси Украины?

Слухи о том, что Убер может появиться на рынке Украины были еще летом, однако информация подтвердилась только недавно. Запустить сервис планируют в первом квартале 2016-го, и изначально он появится во Львове и Киеве. Так, Украина станет 68-ой страной, где запустят Убер. Возможно, это бы произошло и раньше, однако ситуацию тормозило отсутствие 3G.

Пока что известие было воспринято сдержано оптимистично — представители таксомоторных организаций и служб такси, правда, насторожились. Некоторые заявляют: вряд ли цены будут так уж дешевле – в Украине они и так минимальные, а Убер может только еще больше их поднять.

Ситуацию еще больше усугубляет то, что вопрос с лицензированием так и не решен, так что сервис может не только не устранить проблему, но принести еще большую смуту. Уже существующие перевозчики говорят, что Мининфраструктуры просто хочет решить таким образом вопрос с таксистами «не напрягаясь» и даже обвиняют структуру в коррупции.

Как бы там ни было, принятие закона про лицензирование ожидается уже в 2016-ом, и в этом случае обзавестись лицензиями придется и таксистам, и Uber.

Украинские реалии делают прогноз ситуации весьма непредсказуемым: и только в будущем мы узнаем, составит ли Uber серьезную конкуренцию перевозчикам, призвав их к самодисциплине, или обратит систему наземных городских перевозок в еще больший хаос.

Автоновини

11:49Стало відомо дату відкриття Подільсько-Воскресенського мосту в Києві
14:53Швидкісні ліміти на окремих вулицях: в Києві до 80 км/год, в Дніпрі - до 70
19:41Диагностика и ремонт двигателя в Турбо Дизель Сервис
14:25Найти подержанное авто: секреты выбора доступных вариантов
11:31Найти авто для приобретения: лучшие ресурсы и полезные фишки.
17:46Master Care Shop - магазин автокосметики та автохімії, високоякісні продукти для догляду за автомобілем
01:22Нова Hyundai Sonata програла битву кросоверам
17:50Як швидко і вигідно продати автомобіль в Житомирі
16:46Когда делать диагностику ходовой и зачем она нужна?
15:36Автовыкуп в городе Украинка
Всы автоновини

Цікаві автостатті

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників
Всі статті