Автовод

Прогиб засчитан

27.03.2016 р. в 20:59 | oilreview

Именно такими словами можно охарактеризовать попытку государства вмешаться в розничные цены на АЗС.

После затяжного периода «скучной» стабильности розничные цены на автомобильное топливо в Украине в течение прошлой недели показали значительный рост. И, скорее всего, потребителям стоит готовиться к продолжению такой тенденции в будущем…

Антимонопольный комитет практически сразу отреагировал на внезапное и синхронное повышение цен в сетях «ОККО», WOG, Shell и SOCAR, обвинив их в сговоре.

Но насколько оправдан и чем обусловлен нынешний рост топливных цен? Станут ли эффективными усилия АМКУ, направленные на их снижение? Попробуем разобраться.

Начнем с фактов. Согласно данным ценового мониторинга Научно-технического центра «Психея», за период с 18 по 25 марта 2016 г. отмечался прыжок розничных цен на бензины и дизельное топливо. Так, бензин А-92 Евро подорожал в среднем на 4,68% (86 коп./л) до 19,15 грн/л., бензин А-95 Евро – на 4,48% (85 коп./л) до 19,91 грн/л. Средняя цена дизельного топлива евро выросла на 5,30% (88 коп./л) – до 17,39 грн/л. Последний раз бензин марки А-95 находился на этом ценовом уровне еще 3 сентября 2015 г. К слову, курс продажи доллара на межбанке в этот день составлял 20,1 грн/1$.

Бензин А-95 в гривневом эквиваленте за неделю набрал около 4% стоимости, однако за 12 последних месяцев потерял около 3%. Самый дешевый бензин этой марки сегодня можно купить в Сумской области по цене 17 грн/л. В валютном выражении А-95-й за неделю подорожал на 7 %, но за год – упал в цене на 11%.

Для справки: по состоянию на 25 марта 2016 г. доллар на межбанке стоит 26 грн – за год национальная валюта значительно ослабла.

Индикативная розничная наценка в структуре цены А-95-го, по данным НТЦ «Психея», составила около 17 %.

Если сопоставить колебания розничных цен на украинских АЗС с динамикой стоимости нефти на мировом рынке и доллара в Украине (а от стоимости сырья зависит около трети стоимости нефтепродуктов на украинских АЗС), мы увидим не только достаточную обоснованность актуальных топливных цен, но и несостоятельность теории «заговора нефтетрейдеров», якобы зарабатывающих в Украине сверхприбыли. Более того, встречающиеся на многих отечественных АЗС минимальные цены заставляют усомниться в качестве реализуемого бензина. Ведь такие цены возможны лишь как следствие либо неуплаты части налогов, либо – частичной подмены бензинов некими «бензиноподобными» субстанциями. Существует еще один вариант – как результат небывалого альтруизма трейдеров, регулярно доплачивающих разницу из собственного кармана.

По оценкам директора специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, 30% топлива, которое реализуется на рынке, это контрабанда плюс ресурс, с которого не уплачены налоги, а также топливные суррогаты. «Различить, сколько чего здесь – то ли это суррогаты, то ли неуплаченные налоги или контрабанда – невозможно», – констатирует эксперт. Впрочем, ранее в Государственной фискальной службе умудрились вычислить, что потери государственного бюджета от нелегального оборота нефтепродуктов в виде недополучения акцизных налоговых отчислений по итогам 2015 г. составили более 1 млрд грн.

В свете последнего роста цен нелишним будет сказать и о последних налоговых ноу­­-хау: с 1 марта все лица, имеющие отношение к продаже, перевалке, хранению, дарению и другим операциям с топливом обязаны зарегистрироваться в системе электронного администрирования реализации топлива (СЭАРТ). Суть введения системы сводится к следующему: весь объем реализуемого топлива должен быть подтвержден акцизными налоговыми накладными и зарегистрирован в Едином реестре акцизных накладных. То есть оборот топлива теперь будет контролироваться на всех этапах его реализации. Иными словами – контроль над уплатой налогов в полном объеме становится более жестким.

Возвращаясь к основной тематике, обратим внимание, что АМКУ выразил обеспокоенность относительно ограничения конкуренции на рынке и напомнил о проведении расследования фактов антиконкурентных согласованных действий на рынке от 22 января 2016 г. Более того, в комитете пригрозили штрафом в размере до 10% выручки субъекта хозяйствования, полученной по итогам предыдущего года.

«Это еще один факт практики указанных участников рынка относительно установления и поддержания на одинаковом уровне розничных цен на топливо. Розничные цены на светлые нефтепродукты указанных операторов рынка являются самыми высокими в Украине, превышают уровень индикативных цен, рассчитанных Министерством энергетики и угольной промышленности Украины, и не коррелируются с изменениями объективных факторов, влияющих на стоимость топлива», – отметили в АМКУ.

Так, согласно «министерским стандартам», на вторую декаду марта цена бензина марки А-95 должна составлять 20,87 грн/л (против 20,48 грн/л в первой декаде месяца).

В этой связи позиция антимонопольщиков вызывает некое удивление. Во-первых, потому, что выступает комитет именно против повышения цен в самых дорогих сетях АЗС, реализующих топливо достаточно высокого качества. Во-вторых, потому, что совокупные объемы реализации топлива через АЗС фигурантов расследования составляют около четверти от общего объема рынка и, с формальной точки зрения, говорить об их монопольном положении преждевременно.

Директор Научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин недоумевает: «Нельзя сказать, что цены были подняты одновременно, поскольку мы наблюдали ситуативный рост цен по разным сетям АЗС на протяжении последних нескольких недель. Поэтому я бы не стал говорить о том, что за поднятием цен стоит именно сговор».

В-третьих, в условиях наметившегося роста стоимости барреля нефти и падения курса гривни доказать необоснованность такого повышения цен шансов мало. Соответственно, наиболее вероятно, что начавшееся расследование АМКУ не будет иметь сколько-нибудь заметных правовых и финансовых последствий для топливного рынка и превратится в простую пиар-акцию, демонстрирующую «заботу» правительства о благосостоянии рядовых граждан. Постепенно она сойдет на нет, причем тем быстрее, чем быстрее произойдут существенные изменения на верхних этажах правительственной иерархии. А что касается самих возмутителей спокойствия, то, повысив цены, они и без АМКУ в немалой степени рискуют собственным благополучием.

Г. Рябцев уверен: «Все они прекрасно понимают – чем ниже цены, тем больше объемы реализации. Поэтому и держат цены на уровне близком к так называемой «границе эластичности», то есть на таком, который позволяет надеяться на сохранение объемов реализации. Любое повышение цен сегодня приведет к уменьшению объемов реализации и к оттоку потребителей на те автозаправочные станции, которые предлагают менее качественное, иногда даже суррогатное топливо, но подешевле».

То есть это означает, что, повысив цены, они фактически толкают своих потребителей в объятия менее добросовестных конкурентов, экономящих либо на налогах, либо на качестве топлива.

«Начав расследование против продавцов дорогого качественного бензина, АМКУ фактически толкает рынок в сторону от цивилизации туда, где качество не в цене, где велика вероятность обмана на АЗС. На рынке продолжают создаваться тепличные условия для компаний, которые реализуют суррогаты, оптимизируют налоги, не уплачивая их в полном объеме в бюджет», – резюмирует Г. Рябцев.

Пикантная деталь – рост цен на бензины также стимулирует массовое переоборудование автомобилей на газ и рост потребления сжиженного нефтяного газа, пропан-бутана. И, как ни странно, но этот фактор как раз и не является проблемой для операторов топливного рынка: при в разы меньшей стоимости ресурса на торговле сжиженным газом значительно большая маржа, чем у светлых нефтепродуктов, в отличие от требуемых оборотных средств, которые для СПБТ также меньше.

Любопытно, но по итогам февраля именно сжиженный газ стал единственным топливом, которое продемонстрировало рост объемов реализации через заправки. Для иллюстрации немного статистики: по данным Госстата, в прошедшем месяце через АЗС было продано 118,4 тыс. т, что на 8% меньше показателей аналогичного периода 2015 г. Розничная продажа дизельного топлива составила 91,5 тыс. т (на 18,8% меньше), сжиженного газа – 42,6 тыс. т (на 27,4% больше!).

Так все-таки в чьи ворота играет АМКУ?

Автоновини

11:49Стало відомо дату відкриття Подільсько-Воскресенського мосту в Києві
14:53Швидкісні ліміти на окремих вулицях: в Києві до 80 км/год, в Дніпрі - до 70
19:41Диагностика и ремонт двигателя в Турбо Дизель Сервис
14:25Найти подержанное авто: секреты выбора доступных вариантов
11:31Найти авто для приобретения: лучшие ресурсы и полезные фишки.
17:46Master Care Shop - магазин автокосметики та автохімії, високоякісні продукти для догляду за автомобілем
01:22Нова Hyundai Sonata програла битву кросоверам
17:50Як швидко і вигідно продати автомобіль в Житомирі
16:46Когда делать диагностику ходовой и зачем она нужна?
15:36Автовыкуп в городе Украинка
Всы автоновини

Цікаві автостатті

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників
Всі статті