Автовод

Коробки разные бывают: что лучше – АКП, или вариатор?

17.05.2016 р. в 22:59 | autodriving

В повседневной эксплуатации разница между бесступенчатым вариатором и АКП малозаметна, а вот устройство, принцип работы и конструкция здорово отличаются. Давайте разбираться.

Что такое «автомат»?

По правде говоря, автоматической трансмиссией можно назвать любой вид трансмиссии, в котором смена передач происходит без непосредственного участия водителя. Но автомобилисты по традиции «автоматом» называют гидромеханическую автоматическую трансмиссию. Мода на АКП пришла из Америки, где «автоматы» стали завоевывать рынок еще в конце 30-х годов прошлого века. Они прошли долгий путь развития: от 2-3-ступенчатых АКП на заре своего существования и до 8-9-ступенчатых серийных узлов сегодня.

По большому счету, любой «автомат» состоит из таких узлов: планетарных передач, гидротрансформатора и гидроблока. Вместо сцепления между мотором и «шестеренками» работает гидротрансформатор, который заодно сглаживает вибрации, рывки и перепады крутящего момента.

К главным преимуществам «автомата» можно отнести:

Удобство использования – «включил и поехал».

Отсутствие ограничений по объему силового агрегата и его максимальному крутящему моменту – автоматический трансмиссии устанавливаются даже на самые мощные и многолитражные автомобили в мире.

Работа мотора на оптимальных оборотах, что положительно сказывается на его ресурсе и расходе топлива.

Но и недостатки у АКПП конечно присутствуют. Среди главных:

Большой расход топлива.

Невозможность контролировать машину тягой, что бывает полезно в некоторых ситуациях (при буксировке, буксовании на скользкой поверхности и пр.).

Дорогостоящий ремонт и обслуживание.

Что такое вариатор?

По большому счету, вариатор неправильно называть коробкой переключения передач, ведь в нем отсутствуют какие-либо ступени, а передаточное отношение меняется очень плавно. Одними из основоположников такого типа трансмиссии является компания DAF из Нидерландов, которая экспериментировала с вариаторами на серийных компактных автомобилях в 60-е годы.

На традиционном вариаторе крутящий момент передается при помощи ремня (который конструктивно давно перестал напоминать ремень), обегающего две пары конусовидных шкивов. Когда пара шкивов раздвигается, ремень «проваливается» на самую малую длину обегаемой окружности. При этом вторая пара шкивов синхронно сдвигается – и вытесняет ремень на самую длинную «орбиту», изменяя таким образом «передаточное число». Некоторые вариаторы также имеют «фиксированные передачи» — то есть, запрограммированные управляющим блоком трансмиссии фиксированные положения шкивов. Они позволяют вариатору «симулировать» передачи – например, для переключения вручную. На первых трансмиссиях такого типа использовали кожаные ремни, сегодня же это чаще всего наборные стальные конструкции на резиново-металлической основе.

Преимущества вариатора:

Завидная плавность хода.

Высокая скорость переключения.

Рывки при смене передач отсутствуют полностью в виду конструкции трансмиссии.

Главные недостатки этого типа трансмиссии:

Ограничения по максимальному крутящему моменту силового агрегата.

Специфическая работа при разгоне на высоких оборотах.

Скромный ресурс узла.

Итого

Однозначно сказать, что лучше – АКП, или вариатор – сложно. Преимущества и недостатки каждого из них очень схожи. В списке оснащения одной и той же машины оба вида трансмиссии встречались крайне редко, так что в первую очередь при выборе авто смотрите на другие аспекты – двигатель, тип кузова, полезные опции. А выбор автоматической трансмиссии – не принципиальный вопрос. Все больше зависит от человеческого фактора – стиля эксплуатации автомобиля.

Автоновини

11:49Стало відомо дату відкриття Подільсько-Воскресенського мосту в Києві
14:53Швидкісні ліміти на окремих вулицях: в Києві до 80 км/год, в Дніпрі - до 70
19:41Диагностика и ремонт двигателя в Турбо Дизель Сервис
14:25Найти подержанное авто: секреты выбора доступных вариантов
11:31Найти авто для приобретения: лучшие ресурсы и полезные фишки.
17:46Master Care Shop - магазин автокосметики та автохімії, високоякісні продукти для догляду за автомобілем
01:22Нова Hyundai Sonata програла битву кросоверам
17:50Як швидко і вигідно продати автомобіль в Житомирі
16:46Когда делать диагностику ходовой и зачем она нужна?
15:36Автовыкуп в городе Украинка
Всы автоновини

Цікаві автостатті

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників
Всі статті