Правила и законы, которые нужно знать, помнить и соблюдать автовладельцам.
Уходящий 2016 год выдался урожайным в части законов, которые прямо или косвенно имеют отношение к автомобилистам. Например, Верховная Рада уменьшила ставки акцизов, ужесточила штрафы за нетрезвое вождение, легализовала продажу подержанных автомобилей через автосалоны. И это далеко не полный перечень документов, принятых парламентом. Кроме того, до многих законопроектов депутаты еще не добрались. Поэтому, немало важных изменений и новшеств еще впереди.
Ввезти недорого
Бесспорно, наиболее значимым и резонансным стал закон №1389-VIII, благодаря которому многократно снизились ставки акциза на ввозимые в Украину подержанные автомобили (см.таблицу). Правда, без «ложки» дегтя не обошлось. На авто, произведенные на территории страны-агрессора (имеется в виду Россия), действие этого закона не распространяется. Плюс ко всему, транспортное средство должно соответствовать экологическим нормам Евро-5 и быть произведено позже 1 января 2010 года. Ввезти такое авто можно лишь самостоятельно, и раз в год. Равно как и продать не раньше, чем через год после покупки. Кстати, действует закон только до 2018 года.
Старики – на выход!
Вообще, еще с января 2016 года в Украину ограничен ввоз автомобилей, которые не соответствуют экологическому стандарту Евро-5. Эта норма «зашита» в законе №5177-17 от 6 июля 2012 года, и связана, в том числе, с требованиями Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Таким образом, в нашу страну теперь не могут законно попасть авто, произведенные ранее 2009 года (именно тогда в Европе начался массовый выпуск машин по стандарту Евро-5). С одной стороны это, конечно, хорошо, так как по дорогам нашей необъятной Родины будет ездить более «чистый» транспорт. Однако это требование полностью перечеркивает надежды тех украинцев, которые планировали приобрести в Европе автомобиль 10-15-летнего возраста и пригнать его в Украину. Увы.
Пить или не пить?
Разочаровали украинские парламентарии и тех водителей, которые имеют привычку садиться за руль «под градусом». В июле Верховная Рада поддержала законопроект №4373, который значительно ужесточил штрафы за нетрезвое вождение автомобиля. Ранее размер штрафа составлял 3400 грн. Теперь же – 10200 грн за первое и 20400 грн за повторное нарушение. За многократную езду в состоянии опьянения штраф составит 40800 грн. К тому же, у водителя могут отобрать права до 3 лет.
Купи-продай
Еще один принятый депутатами документ, фактически, узаконил продажу подержанных автомобилей через комиссионные площадки. Законопроект №3046, поддержанный Радой в апреле 2016 года, должен упростить реализацию авто с пробегом и обеспечить юридическую «чистоту» таких сделок. Иными словами, риск купить автомобиль со скрытыми недостатками и проблемами будет гораздо ниже.
Все за справками
Произошло упрощение выдачи медицинских справок водителям. Так, еще в конце 2015 года Госрегуляторная служба откорректировала некоторые нормы положения «О медосмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств», и отменила обязательную проверку здоровья автовладельцев только в аккредитованных медицинских учреждениях. Данное решение вступило в силу в январе 2016 года. При этом в регуляторной службе напомнили, что сами медицинские справки никто не отменял, и прохождение медосмотра водителями все еще является обязательным.
Электромобили, ОСАГО, права
А что насчет документов, которые парламент еще не успел принять? В числе наиболее ожидаемых - законопроект №4033а, который освобождает от акцизного налога до 1 января 2020 года ввезенные в Украину автомобили. Причем, 12 сентября в Верховную Раду была подана его доработанная версия. Кроме того, летом появилась информация о том, что депутаты разрабатывают законопроект, который значительно усложнит установку «газа» на авто (для этого нужно запрашивать специальные сертификаты от завода-производителя) и вернет тотальный техосмотр. Был известен даже номер документа - №4683. Но пока что до сессионного зала парламента он, к счастью, так и не добрался.
Еще один законопроект касается обязательного автострахования ОСАГО. Он предусматривает появление электронного полиса вместо привычного бумажного, упрощение процедуры выплат по договорам страховщиков-банкротов и внедрение процедуры «прямого урегулирования», когда потерпевший в ДТП обращается за выплатой в свою страховую компанию, а не к страховщику виновника. Также в этом документе закладываются основы для постепенного перехода к свободным тарифам по «автогражданке», что является нормальной практикой в Западной Европе. Законопроект зарегистрирован под №3670, и есть надежда, что уже в ближайшие месяцы депутаты будут его рассматривать.
Кстати, буквально на днях появилась информация о том, что украинских автолюбителей планируют перевести на водительские удостоверения европейского образца, которые содержат микрочип, и упрощают перемещение на территории стран ЕС. Точные сроки внедрения новой формы прав, правда, пока что неизвестны. Но согласно директивам Евросоюза, это должно произойти до ноября 2017 года.
Павел Харламов