Верховная Рада вернулась к работе и сразу появились новые законодательные инициативы. Одна из них касается водителей – в законопроекте №9030 предложено усилить ответственность в случае совершения ДТП, в результате которого есть пострадавшие с тяжкими телесными повреждениями, или кто-то погиб.
Сейчас за причинение такого вреда предусмотрено лишение свободы на срок от трех до восьми лет, а нардепы предлагают изменить этот диапазон на 5-8 лет. Также, вместо лишения права управлять транспортными средствами на срок до трех лет, в з/п №9030 предложено лишать водительских прав навсегда. Еще один предложенный элемент наказания - конфискация имущества виновного.
Может измениться и часть третья статьи 286 Уголовного кодекса: в случае гибели в ДТП нескольких человек, действующее лишение свободы от 5-ти до 8-ми лет предлагается заменить на «от 8-ми до 10-ти лет», как и в предыдущем случае с пожизненным лишением «прав» и конфискацией имущества.
Вспомнив несколько недавних громких ДТП, каждое из которых унесло немало жизней в одно мгновение, можно предположить: если бы водители тех «маршруток», грузовиков или внедорожников проявили более сознательный подход к управлению ТС, режиму работы, техническому состоянию транспорта, то и такого количества жертв могло бы и не быть.
Но на практике, если указанный документ станет законом, все может пойти не так. Усиление ответственности, например, за управление в нетрезвом состоянии не уменьшило количества нарушителей по 130-й статье КУоАП. То есть, просто «закрутить гайки покрепче» - недостаточно эффективный метод.
Не учтен в проекте №9030 и такой вид «бизнеса», как «автоподстава»: если автомобилисту, кроме лишения свободы, грозит еще и конфискация имущества, мошенники будут иметь больше возможностей для давления на водителя, которого «подставили» в ситуации с якобы наездом на пешехода.
Как правило, чем больше потенциальное наказание – тем большие коррупционные риски в органах, от которых будет зависеть мера ответственности. Этот момент тоже не отражен в сопроводительных документах к законопроекту.
В очередной раз наблюдается желание одностороннего изменения правил, только для водителей. Ведь от пешеходов, велосипедистов и других участников дорожного движения зависит ровно столько же, как и от водителя «механического транспортного средства». Если, скажем, велосипедист, проигнорировав ПДД, решил не перевести велосипед в руках по переходу, а проехать верхом, то в случае инцидента будет отвечать именно водитель, - если ему не удастся доказать нарушение Правил велосипедистом с помощью свидетелей, записей с видеокамер и стараний адвоката.
Относительно конфискации имущества у виновников ДТП: такая норма только увеличит суммарное количество негативных последствий происшествия. Ведь конфискованное имущество не будет использовано для покрытия убытков пострадавшим или семьям погибших, а осужденный и его семья могут быть лишены жилья, средств ведения бизнеса, другой собственности. Это слишком высокий риск, учитывая состояние дорожной инфраструктуры, безответственное поведение пешеходов и велосипедистов, которое можно наблюдать довольно часто, и «шаблонное правосудие», в котором присутствует неофициальная «презумпция виновности» водителя.
В очередной раз напомним, что повышение дорожной безопасности – дело необходимое, но оно не может состоять исключительно из решений, которые ставят во все более жесткие рамки только водителей. Повышать дорожную безопасность стоит комплексными решениями, которые будут касаться абсолютно всего, что имеет отношение к организации дорожного движения, его участников и правового обеспечения в этой области.