Автовод

Кто будет получать «письма счастья» за нарушение ПДД в Украине: эксперты указали на важные нюансы

21.01.2019 р. в 08:34 | autonews.ua

Кабмин внес важное изменение в процедуру того, как и кому буду приходить «письма счастья». Теперь собственник авто не будет нести ответственность за нарушения, совершенные другим человеком, если тот будет внесен в Госреестр транспортных средств как надлежащий пользователь этого транспортного средства. Однако есть нюансы.

По мнению юристов, это лишь увеличивает путаницу в системе наложения штрафов. Более того – создает возможность покупать штрафные баллы у «козлов отпущения». AutoNews.ua разобрались в чем же дело.

Разрешили добавить водителя, но только одного

Новшество от Кабмина состоит в том, что появляется понятие «надлежащий пользователь». Это человек, который «на законных основаниях пользуется транспортным средством, которое ему не принадлежит».

И тут есть нюанс – данные о втором водителе должны быть внесены в Госреестр транспортных средств (это делается в Сервисном центре МВД), но законодатели посчитали, что такой человек может быть только один!

«Внесение в Реестр сведений одновременно о нескольких надлежащих пользователях в отношении одного транспортного средства не допускается», — говорит нам пункт 8 постановления Кабмина.

Если владелец авто хочет сделать другого человека доверенным пользователем, предыдущий из Реестра удаляются.

У юристов сразу же возникает масса вопросов.

«А если это не пользование, а управление? А если автомобилем пользуется несколько членов семьи? Жребий что ли бросать?», — говорит эксперт по правовому обеспечению безопасности дорожного движения Владимир Караваев.

Зачем так сделали и что это значит на самом деле

Как объяснил Autonews.ua автоюрист Вадим Володарский, так законодатели попытались обойти конституционную норму, которая запрещает привлекать к ответственности, не установив конкретного нарушителя. Но вышло, как говорится «не очень», и водители все равно смогут массово обжаловать штрафы через суд.

«Во-первых, передавать управление можно будет кому угодно. Речь идет о том, что можно добавить того человека, кому теоретически будут приходить «письма счастья». То есть, ограничений на передачу управления как таковые не вводится.

Во-вторых. Последствий от этого все равно никаких не будет. Потому что конституционные решения о недопустимости привлечения к ответственности не того, кто управлял, остаются. То есть, решение Конституционного суда остается и возможность обжалования таких постановлений остается.

Как поступать людям, если автомобилем пользуются несколько членов семьи? Да, по сути дела, тут все равно. Вопрос будет в том, чтобы потом обжаловать эти постановления в судебном порядке на основании решения Конституционного суда от 22 декабря 2010 года», — объяснил Autonews.ua Вадим Володарский.

Есть ли лазейки для злоупотреблений?

Также, обсуждая нововведение, автомобилисты предположили, что это постановление дает возможность для недобросовестных водителей превратить своего надлежащего пользователя в некий «громоотвод», при необходимости перекладывая ответственность на него.

Для этого понадобится лишь какой-нибудь социально неблагополучный человек с водительскими правами, готовый за вознаграждение получать на свое имя штрафы.

Автоюристы такой ход не исключают, правда, говорят они, он слишком сложен, чтобы стать массовым.

«Теоретически это возможно. Но возни с внесением этого надлежащего пользователя будет столько, что это мало для кого будет иметь смысл», — объяснил Вадим Володарский.

Как ответственность делят в Европе

Стоит отметить, что в европейских странах единого подхода к вопросу адресации штрафов нет. Есть две основные модели, которые, тем не менее, удачно справляются с этой задачей.

Солидарная ответственность владельца

Пример: Нидерланды.

Штраф приходит владельцу (пользователю), который внесён в базу данных.

«Если владелец давал авто члену семьи, то заплатит за него (они ж семья). Если давал авто другу, то друг компенсирует штраф; а не компенсирует, то зачем такой друг-редиска», — объясняет автоэксперт Олег Назаренко.

Ответственность владельца за отказ предоставления полиции информации о фактическом нарушителе.

Пример: Польша.

«В Польше владелец обычно платит штраф сам, не заморачиваясь предоставлением инфо о нарушителе, а друг-нарушитель компенсирует расходы. Люди руководствуются принципом — зачем свидетельствовать против близких. Ведь априори нарушило авто владельца и априори он виноват, так как несет ответственность за авто. А если он захочет доказывать и свидетельствовать, что нарушитель не он, а его близкий, то это его личное желание», — говорит Назаренко.

Автоновини

11:49Стало відомо дату відкриття Подільсько-Воскресенського мосту в Києві
14:53Швидкісні ліміти на окремих вулицях: в Києві до 80 км/год, в Дніпрі - до 70
19:41Диагностика и ремонт двигателя в Турбо Дизель Сервис
14:25Найти подержанное авто: секреты выбора доступных вариантов
11:31Найти авто для приобретения: лучшие ресурсы и полезные фишки.
17:46Master Care Shop - магазин автокосметики та автохімії, високоякісні продукти для догляду за автомобілем
01:22Нова Hyundai Sonata програла битву кросоверам
17:50Як швидко і вигідно продати автомобіль в Житомирі
16:46Когда делать диагностику ходовой и зачем она нужна?
15:36Автовыкуп в городе Украинка
Всы автоновини

Цікаві автостатті

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників
Всі статті