Предложения на рынке автомобилей с пробегом потрясают масштабами. Как, впрочем, и количество обманов. И сегодня любому желающему приобрести автомобиль необходимо знать основные проблемные места, на которые стоит обращать внимание.
Журналисты autonews.ua пообщались с автомобильными экспертами и людьми «бывалимы», и выделили основные этапы, которые следует последовательно пройти при покупке автомобиля с пробегом.
При наличии скромной суммы приходится долго и упорно искать, подбирая модель под себя. Можно наслаждаться просмотром машин к которым «лежит душа», но приходится делать выбор между теми, которые можно купить на выделенные средства.
Отобрав для себя несколько вариантов, стоит созвониться с продавцами и договориться о встрече. По телефону вы мало что узнаете, а фото может быть сделано в выигрышном для продавца и автомобиля ракурсе и не передаст полноценно всей картинки. Главным и решающим, конечно же, будет знакомство с автомобилем.
Существует несколько основных правил, которые позволят трезво взглянуть на машину и не пропустить на эмоциях важные детали. С чего же начать?
Внешний осмотр
Знакомство начинается с экстерьера, который сообщит о состоянии кузова автомобиля. Были ли серьезные удары, затронула ли кузов ржавчина и повреждено ли лакокрасочное покрытие.
Смотрим по низу кузова и в колесных арках не видно ли сколов, повреждений, проверьте краску на отличие оттенков или структуры;
Небольшой магнит поможет выявить прокрашенную часть. Рихтовка требует наложения грунтовки перед покраской и на таком участке магнит не будет держаться;
Исследуем диски на наличие битых участков, ржавчины и количества грузиков для балансировки;
Исследуем моторный отсек на наличие потертостей, затертых гаек, утечек, трещин на трубках;
Проверяем протектор шин, включая запаску. Протектор должен быть не менее 3 мм, а неровный износ может сообщить о проблемах с подвеской;
Проверяйте стыки между элементами кузова, они должны быть ровными;
Осмотрите крышу, обратите внимание на то, чтобы не были повреждены стойки, как основной элемент жесткости кузова;
Надавите над колесом, чтобы машина присела и отпустите. Исправные амортизаторы вернут кузов в прежнее положение плавно, резкий же скачек сообщит о неисправностях.
Интерьер может много рассказать о привычках хозяина и аккуратности. Помните, что если в салоне курили, то от запаха вы уже не избавитесь до конца, даже если сменить обивку кресел. Продавленные седушки говорят о том, что на автомобиле много ездили, а чрезмерный аромат освежителя может прятать опасные симптомы. Включите вентиляцию на максимум и послушайте работу моторчика, а затем и подключите кондиционер. Из дефлекторов не должно исходить неприятного влажного запаха.
Тестирование – первый и важный момент
Вы покупаете машину, как надежного спутника. Вам должно быть в ней комфортно и уютно. И только в процессе езды станет понятно подходит ли вам машина и будет ли она служить вам исправно. Так что после осмотра внешности и салона приступайте к запуску двигателя:
Заводите остывший двигатель при выключенном кондиционере и радио;
Обратите внимание насколько быстро и легко запускается двигатель;
Выйдите и посмотрите на дым из выхлопной трубы. Черный, синий, белый дым должен вас насторожить и стать поводом для тщательной диагностики на СТО;
Смотрите на тахометр и на стрелку, которая должна держаться около 1 000 оборотов и не прыгать;
Слушайте шум двигателя, неровная его работа, свист и стуки могут свидетельствовать о неисправностях;
Прокачайте руль — покрутите его во все стороны до упора. Посторонних звуков и подергиваний быть не должно;
Погазуйте на месте пару раз, нагревая мотор. Это поможет проверить охлаждающую систему, и выявить неполадки, если они присутствуют. Эффект от использования «антидыма» в таком случае пропадет и стоит выйти и еще раз взглянуть на выхлопные газы.
Начиная движение убедитесь, что сцепление не проваливается и не сильно жесткое, а подхватывать оно должно ближе к верхнему положению;
Передачи должны переключаться плавно, без щелчков и помех. Любое чрезмерное усилие говорит о скорой потере работоспособности. Коробка «автомат» не должна создавать гул на ходу;
При движении прямо отпустите руль – машину не должно уводить в сторону от траектории;
При проезде ям, поворотов не должно быть щелчков, стуков или усиления гула;
Проверьте тормоза – педаль должна быть упругой, но не жесткой, а при торможении не должно быть скрипов.
Проверка на СТО
Даже если вы не нашли к чему придраться, стоит отправится на СТО, где специалисты смогут провести диагностику с использованием приборов и станков. Поверьте, это дешевле, чем впоследствии ремонтировать автомобиль. Если же хозяин не сразу готов ехать на диагностику, то это повод задуматься о том, что вас могут обманывать.
Специалисты на станции технического обслуживания проведут ряд работ:
— диагностику ходовой;
— диагностику электрооборудования;
— проверку лакокрасочного покрытия;
— осуществят беглый осмотр работы двигателя и коробки передач.
Стоимость такой процедуры на сегодняшний день составляет минимум 550 грн у опытных специалистов с рекомендациями. Если же мастера будет что-то смущать, он предложит вам разобрать и заглянуть поглубже, но это уже потребует доплаты, которая будет колебаться в зависимости от объема работ.
Юридическая проверка
Если вас все устраивает в плане технического состояния и цены, то самое время проверить легальность автомобиля и убедиться, что машина действительно имеет украинскую регистрацию, находится не в угоне, не под арестом или судебным расследованием.
Минимальную проверку можно провести по номеру автомобиля через сервис Telegram, обратившись к «боту» Auto Data UA, или на официальном сайте Управления Безопасности Дорожного Движения (УБДД) Украины, а также сделав запрос на сайте igov.org.ua.
Вам предоставят информацию:
— о владельце;
— о транспортном средстве;
— о дате последней регистрации и перерегистрации.
Больше сведений можно получить по Vin-коду, сделав запрос в государственные службы или в специальные организации. Благо сейчас интернет пестрит предложениями. Государством определена стоимость такой информации в размере чуть больше 60 гривен, но частники берут за нее от 130 грн.
Покупать или нет машину без растаможки
Ввязываться в приобретение нерастаможенного автомобиля или нет – личное дело каждого. Важно помнить, что с мая вступят в силу разрешения на остановку и проверку легальности нахождения ТС на территории Украины. И нарушителей ждут немалые штрафы. Растаможить машину придется в течении ближайшего месяца, если в Верховной Раде не разрешат продлить сроки.
Кроме того, проверка на легальность и соответствие номеров данному автомобилю, является просто обязательной процедурой для рискующих. И для этого существуют онлайн сервисы в странах откуда привезены автомобили:
— Латвия – бесплатный сервис e-CSDD, где после короткой регистрации вы сможете пробить машину по вин-коду;
— Польша – сервисы Historia Pojazdu и ePUAP. В первом случае сайт выдаст информацию о любом транспортном средстве с 2014 года. Второй сайт представляет собой Единый реестр, как и у нас в стране;
— Литва – сервис Regitra, сообщит достаточно полную информацию об искомом автомобиле.