Появятся экспертные станции, на которых будут проверять машины. А водителям начнут выдавать специальные карты
После восьмилетней паузы в Украине собираются вернуть обязательный техосмотр транспортных средств. Это не пустые словам и не угрозы. Мининфраструктуры 6 мая обнародовала законопроект, которым владельцев легковых автомобилей обязывают с 1 января 2022 года ежегодно проводить ТО.
Мотивация та же, что всегда на дороге — безопасность движения.
Как введут обязательный ТО
Законопроектом Мининфраструктуры предусмотрено:
Вместо «документа о технической исправности транспортного средства» предлагают выдавать «свидетельства о пригодности транспортного средства к эксплуатации».
Проводить ТО разрешат лишь сертифицированными МВД станциями — экспертам по вопросам проверки транспортных средств (их квалификация будет подтверждаться раз в три года).
Ежегодное техобслуживание будет обязательным не только легкового, но еще для коммерческого и пассажирского транспорта.
Вводится понятие «придорожный осмотр». Прямо на дороге будут проверять коммерческий транспорт. Порядок таких проверок Кабмин должен утвердить отдельно, а также правила для установки запрета на дальнейшую эксплуатацию транспорта.
Вводятся свидетельства о профессиональной компетентности водителя. Это называется —карта водителя. Ее нужно будет периодически обновлять после подтверждения квалификации: международные перевозчики должны получать с 2020 года, внутренние —с 2022 г.
Коммерческих и пассажирских перевозчиков (автобусы и маршрутки) обяжут с 1 июля 2019-го установить в машинах специальные приборы — тахографы. Они будут фиксировать, сколько водитель находится в пути (для контроля усталости). Тахографы должны будут иметь свидетельства о периодической поверке.
Обычно водителю позволяют «крутить баранку» не более 7 часов. Начиная с 15-минутной переработки шофера его руководство будут штрафовать: от 850 грн. до 3 400 грн. в зависимости от объема переработки.
Коммерческих перевозчиков обяжут установить в своих машинах ограничители скорости с 1 сентября 2019 года.
Все данные о пройденных ТО будут храниться в Единой базе МВД.
За отсутствие ТО, тахографа (или вмешательство в его работу), свидетельства о профессиональной компетентности предусмотрены штрафы. Получать карту водителя заставят не сразу. По крайней мере, бывалым шоферам, у которых по состоянию на начало 2019-го есть права соответствующей категории, квалификацию утвердят автоматически. Подтверждать ее нужно будет не реже, чем раз в пять лет. Новичкам же придется сдавать тесты в Сервисных центрах МВД.
Кто не пройдет техосмотр
Для проведения придорожных осмотров планируется увеличения штата инспекторов Укртрансбезопасности. Впрочем, как отмечают юристы, в таких дорожных проверках есть свои нюансы.«Проведение «осмотра» и «проверки» — это разные вещи. Первое несет за собой сбор статистической информации и передачу ее на рассмотрение Укртрансбезопасности. Второе является непосредственной компетенцией последних. Выписывать штрафы, а тем более изымать автомобиль при проведении придорожного осмотра не имеют права», — отметила в разговоре с UBR.ua юрист ЮК «НАКАЗ» Юлия Павлова.
Юристы, как, впрочем, и сами разработчики законопроекта, признают — техосмотр смогут пройти не все.
«Значительное количество легковых автомобилей в Украине с пробегом более 300 тыс. км, эксплуатируются без катализатора (элемент выхлопной системы автомобиля, предназначенный для приведения выхлопных газов автомобиля к экологическим нормам). Его удаляют, потому что его экологический эффект с таким пробегом почти или полностью теряется. А его замена стоит дорого. Дальнейшая эксплуатация с неисправным катализатором приводит к нестабильной работе двигателя или даже к его поломке. Такое авто пройти ТО не сможет», — заверил UBR.ua юрист ПГ Colares Дмитрий Партола.
Вывод эксперта технического контроля исключит дальнейшую эксплуатацию таких авто, пока его владельцами не будут ликвидированы недочеты и не будет пройден повторный осмотр. Штраф за эксплуатацию такого автомобиля составляет до 1 700 грн. За повторное нарушение — лишение прав на срок от трех до шести месяцев.