На официальном сайте Министерства инфраструктуры обнародован проект закона об обязательном техническом контроле (техосмотре), который будет касаться всех владельцев транспортных средств в Украине. Документ вынесен на общественное обсуждение (которое продлится до 26 марта текущего года), и в течение этого времени свои мотивированные замечания и предложения на адрес МИУ может отправить каждый, кто имеет идеи о том, как и чем следует дополнить проект, часть содержания которого мы попытаемся проанализировать.
В документе описывается механика внедрения и проведения обязательного технического контроля ТС (ОТК), правила использования тахографов и ограничителей скорости для автобусов и грузовиков, а также то, как водители коммерческого транспорта будут обучаться и проходить регулярное подтверждение профессиональной компетенции. Поскольку в текст проекта до момента его регистрации в Верховной Раде могут быть внесены изменения, мы остановимся на одном из разделов, – техосмотре, и разберем исключительно его.
Кто будет отвечать за ОТК?
Техосмотром как таким, подготовкой и аттестацией экспертов с ОТК (которые будут иметь исключительное право на его проведение и выдачу соответствующего документа), выдачу разрешений для предприятий, которые будут проводить ОТК автотранспорта, будет заниматься новообразованная структура – Бюро по безопасности эксплуатации колесных транспортных средств. Это неприбыльная организация, которая будет состоять из субъектов хозяйствования, занимающихся проведением ОТК.
Какова периодичность ОТК?
В проекте предложено проверять автомобили со следующей периодичностью:
Легковые авто, грузовые ТС с полной массой до 3,5 т – через 4 года от даты изготовления, затем каждые 2 года;
Автомобили такси – ежегодно;
Автобусы – через год от даты изготовления, далее каждые 6 месяцев;
Грузовые (с полной массой свыше 3,5 т) – ежегодно;
Мототранспорт – каждые 2 года.
Кроме этого, если описанный проект получит статус закона, в течение 365 дней со дня его опубликования, все ТС будут подлежать ОТК в случае их перерегистрации, переоборудования, или участия в ДТП, в которых были повреждены элементы влияющие на безопасность движения.
Внеочередной ОТК, независимо от даты проведения последнего техосмотра, будет требоваться в тех же случаях: перерегистрация на нового собственника, осуществление переоборудования ТС, участие ТС в ДТП, где были повреждены элементы имеющие отношение к безопасности (детали подвески, рулевого механизма, подушки безопасности, тормоза, кузов, если он деформирован).
Какие ТС не будут подлежать ОТК?
Авторами проекта предложено освободить от техосмотра следующие категории транспортных средств:
ТС с конструкционной скоростью до 25 км/ч;
Ретротранспорт;
Спортивные авто, которые не эксплуатируются на дорогах общего пользования;
ТС, на которые распространяется дипломатическая неприкосновенность;
Спецтранспорт для перевозки цирков и аттракционов;
ТС с двигателем до 50 см?;
ТС которые уже имеют сертификат ОТК, полученный согласно международным договорам.
Придорожный ОТК
Согласно Директиве ЕС, регламентирующий порядок проведения ОТК, и на которую опираются украинские законодатели, придорожному техосмотру подлежит только коммерческий транспорт. Однако в тексте проекта, который вынесен на общественное обсуждение, эти нормы прописаны так, что внеочередному придорожному ОТК подлежат все ТС, зарегистрированные в Украине.
Поэтому если ваш автомобиль остановят для проведения придорожного ОТК, следует знать, что отказ от него равен автоматическому аннулированию действующего сертификата об успешном прохождении ОТК, а это приведет к запрету эксплуатации такого транспортного средства.
Проводить придорожный ОТК предложено ежегодно для не менее 5% от общего количества зарегистрированных ТС в Украине, а каждое авто этой процедуре не может подпадать чаще, чем раз в три месяца. Проверять смогут все – от визуального осмотра ТС до применения специальных измерительных средств, а при необходимости – направлять машину на углубленную диагностику на ближайшую станцию проведения ОТК.
Придорожный ОТК будет введен через 547 дней после вступления в силу закона на основе описанного проекта.
Новые штрафы
Если эксплуатировать авто, которое подлежит обязательному ОТК без соответствующего документа (и наличия информации о пригодности ТС в электронной базе данных), первый штраф составит 4300 грн. За повторное аналогичное нарушение в течение года придется заплатить уже 17 000 грн.
Однако не только для водителей и владельцев автотранспорта предусмотрена повышенная ответственность: эксперт с ОТК, если нарушит правила проведения техконтроля или порядок оформления его результатов, рискует получить штраф в размере от 2550 до 3400 грн. Это если «попадется» впервые. Если же в течение года будет выявлено еще одно нарушение – эксперт потеряет право проводить ОТК на 5 лет.
Также отметим, что при проведении регистрационных действий с автотранспортом в проекте предложено каждый раз фиксировать показания одометра (счетчика пробега) транспортного средства, и вносить их в центральную электронную базу данных.
Напомним, что описанное относится к части проекта закона, вынесенного МИУ для общественного обсуждения, которая касается технического осмотра транспортных средств. Чтобы эти нормы появились в действующем законодательстве, проект должен быть внесен в Верховную Раду, рассмотрен профильными комитетами, а тогда включен в повестку дня сессии, на которой парламентарии и будут принимать решение, голосованием, относительно того, стать ли этому документу законом.