Их считают беспредельщиками, варварами, эгоистами, социопатами — каких только ярлыков не вешает добропорядочное автомобильное общество на обладателей машин, модифицированных в стиле outlaw. А тем все равно. На дорогах они едва ли греховнее владельца вылизанного спорткара — просто, в отличие от последних, аутло не лицемерят. Да, они называют себя и свои машины термином «вне закона» (именно так переводится outlaw), но за этим кроется не презрение к общественным нормам, а дань традициям субкультуры.
Outlaw — это особый тюнинг (и в первую очередь стайлинг) отдельных моделей машин. Типичный пример — небрежно и грубо сделанный под «гонку» винтажный Porsche. Но тема дорожных «беспредельщиков» куда глубже: это не только доработки, но и стиль жизни владельца такого автомобиля. Чаще всего бунтаря-одиночки, предпочитающего тусовкам скоростные прогулки в одно лицо по пустынным улицам и шоссе. Outlaw-проекты строят не для того, чтобы возить по выставкам и светить ими на сборищах. А для того, чтобы от души «раздавать» подальше от всех.
Откуда пошло аутло
Все началось с уличных (а значит и нелегальных — outlaw) гонок в США в семидесятых. Лучше всего те события иллюстрирует кинокартина «Царь горы» 1981 года, погружающая зрителя в события гоночного нелегала на культовой дороге Малхолланд драйв. Там и в наши-то урбанизированные дни можно здорово прохватить на спорткаре, а тогда это были 23 мили сплошных поворотов, подъемов и спусков на вершине хребта, высящегося над Лос-Анджелесом. По атмосфере это кино — микс из манги Initial D и аркады NFS Most Wanted, приготовленный в ранних восьмидесятых.
За сюжетом картины стоят события статьи в одном из журналов. В ней описывается тусовка лосанджелесских стритрейсеров, романтика их дуэлей и отношения бунтарей с полицией и жителями прилегающих к зоне гонок районов. В те годы в богатой Калифорнии был популярен первый спорткар Porsche, который значительно подешевел на фоне уже вовсю продававшегося более совершенного 911 в 912-м кузове. Поэтому быстрые парни вовсю гоняли по каньонам (так в Америке называют серпантинные дороги) на доработанных 356-х — и как раз такая машина была у главного героя «Царя горы».
О движении outlaw в последующие 1980-е – 1990-е известно немного, ведь тогда эта идеология еще не была модной, да и в отсутствие соцсетей гонщики-мизантропы не спешили показываться широкой публике. Конечно, сегодня в этом всем есть изрядная доля самолюбования и эпатажа. В последние годы такая стилистика стала особенно популярна среди кастомайзеров США и в меньшей степени — из других частей света. Именно благодаря соцсетям мы говорим об outlaw — сразу несколько идеологов этого движения стали медийными и запустили продвижение своего стиля жизни и взгляда на тюнинг в «ютубах и инстаграмах».
Не Porsche едиными
Не обязательно обладать старым Porsche (цены на которые давно уже устремились в стратосферу по всему миру), чтобы сделать каноничный проект в этом стиле. Совершенно точно подойдет любой «воздушный» родственник Porsche — хоть массовый Volkswagen Beetle, хоть гурманский, но не очень дорогой Karmann-Ghia. Есть немало примеров и с классическими Lancia, Volvo, MG и другими европейскими машинами преимущественно из 60-х – 70-х.
Из элитного клуба также традиционно подходящими считаются Ferrari и Ford GT. Яркий пример — эпатажный коллекционер суперкаров (в особенности Ferrari) Дэвид Ли, потративший около миллиона долларов на доработку своей Dino во многом по законам outlaw. Там и перешив салона в ретро-стиле, и замена двигателя на более мощный, но из уже классической линейки Ferrari, и всякие другие мелкие «моды», необратимо отдалившие его экземпляр от состояния музейной ценности. И он сделал это как будто назло всему чопорному аукционному сообществу, которое навязывает стандарты того, что есть хорошо, а что неправильно.
Принадлежать к этому миру можно даже с относительно современным автомобилем — это может быть общепризнаный недорогой спорткар вроде Mazda Miata (чем старше, тем лучше) или Toyota GT86. Нужно лишь подобрать нужные штрихи и детали, чтобы правильно передать дух. Хорошо вписываются в эту тематику американские автомобили — лучшей иллюстрацией будет фильм «Город грехов», где эта концепция хоть и не упоминается напрямую, но наметанный глаз отметит сочетание типичных для аутло-жанра Porsche 550, Volkswagen Beetle и Ferrari 348 c кучей харизматичных «американцев» пятидесятых-шестидесятых, на заниженных подвесках и с характерной эстететикой.
Каноны и шаблоны
Один из принципов при создании проекта — упрощать силуэт. Убирать бамперы, срезать молдинги и значки, заваривать отдельные сегменты окон, занижать крышу. По этой же причине и для пущей суровости основной цвет кузова — черный: матовый или глянец, но неизменно акриловый — никаких пижонских металликов. Посадка — либо сильно заниженная, либо наоборот подчеркнуто заводская, да еще и с высокопрофильными колесами-бубликами.
И никаких модных дисков — только подходящая конкретному кузову винтажная классика. Это будет родная штамповка для 356, диски Fuchs для 911, Watanabe для Miata и так далее. Известно, что колеса — это половина вида автомобиля, поэтому канонические диски строго показаны. На шинах иногда применяется белая полоса, либо надписи. А на дверях можно встретить гоночный номер или белый круг под него.
Крайне важны ретро-детали: кожаные крепежные ремни кузова, защитные решетки, внешний монтаж запаски, зеркала-пули. В деталях все это идеологически близко к хотроддингу и даже мото-кастомайзингу — то есть послевоенной культуре работы с техникой. На более современных моделях часто используется агрессивное расширение кузова, поэтому компании вроде RWB и Rocket Bunny / Pandem тоже можно считать адептами движения. Из обвесов приветствуются немассовые, старые и давно не выпускающиеся детали и варианты оптики — чем мелкосерийнее и олдскульнее, тем лучше. На интернет-акуционах и барахолках среди горстки ценителей по всему миру за такими идёт настоящая охота.
Первый вопрос, который при виде таких машин приходит на ум непосвященному, но неравнодушному к автомобилям человеку — созидание это или разрушение? И многие решают, что это дичь и изуродованная классика. Но аутло-творцы готовы к тому, что будут не поняты, осуждены. Они даже не пытаются донести до большинства посыл своего проекта — главное, чтобы самим было по кайфу и чтобы узкая прослойка единомышленников оценила старания. Наверное, в этом и суть понятия «вне закона» — эти ребята творят и живут вне общепринятых законов прекрасного и шаблонов приемлемого.