В этом году выполняется 60 лет со старта производства на Запорожском автозаводе. За шесть десятилетий ЗАЗ выпустил не так много серийных моделей, хотя инженеры разработали немало интересных проектов.
Команда First gear отобрала самые интересные и нестандартные ЗАЗ. Многие перспективные разработки так и не попали на конвейер.
Внедорожник ЗАЗ
Внедорожное семейство ЗАЗ-970 в начале 60-х активно готовили к серийному производству. В Запорожье на базе ЗАЗ-966 разработали заднемоторные фургон, пикап, минивэн и внедорожник грузоподъемностью 350-400 кг. Автомобили неплохо проявили себя на испытаниях в Запорожской области и Крыму.
Для ЗАЗ-970 уже определили цену – на уровне 1500-1600 рублей Однако производственные мощности автозавода оказались загруженными, а другое сборочное предприятие не нашли, поэтому проект закрыли.
Спорткар ЗАЗ
В это трудно поверить, но горбатый Запорожец стал основой для элегантного купе. Назвали его «Спорт-900», а разработали в институте НАМИ. Всего в 1963-1969 годах выпустили 5 или 6 таких авто и некоторые из них дожили до наших дней, но требуют реставрации.
Стильный кузов выполнили из стеклопластика. Хотя 27-сильный мотор ЗАЗ-965 остался без изменений, но динамика улучшилась, ведь весил автомобиль всего 500 кг.
Переднемоторный Запорожец
Мало кто знает, что попытки создать Запорожец с передним мотором и передним приводом предпринимались более полувека назад. Прототип НАМИ 01-07 1966 года оснащен 1,4-литровым двигателем от Москвич-408. При создании авто изучался переднеприводной Mini.
Новая Таврия
Прототип ЗАЗ-1106 1987 года показал, какой могла бы быть новая Таврия второго поколения. Обтекаемый хэтчбек для своего времени выглядел очень свежо и современно. Однако кризис 90-х заставил отказаться от инновационного проекта.
Таврия-купе
В 2010 году на кременчуцком предприятии Вепр (оно известно своими внедорожниками) подготовили купе Таврия. Изначально его создавали для драгрейсинга, но позже появилась идея выпускать модель мелкими сериями и продавать за 5000 долларов.
Этим планам не суждено было сбыться, а ведь купе ЗАЗ получилось неплохим. Авто оснастили 1,6-литровым мотором ВАЗ с увеличенной до 160 л. с. мощностью и на тестах он развил 200 км/ч. Среди особенностей такой Таврии – кожаный салон и дисковые тормоза всех колес.
Раллийная Таврия
НАМИ-0290 1988 года – прототип Таврии для ралли-рейда Париж-Дакар. Хэтчбек стал среднемоторным и получил 1,8-литровый двигатель АЗЛК с впрыском топлива и турбонаддувом. Мощность составила 180 л. с., а максимальная скорость достигла 210 км/ч. Кстати, это не самый быстрый ЗАЗ – некоторые Запорожцы разгоняются и до 300 км/ч.
Появился даже полный привод. Однако проявить себя в ралли автомобиль не смог – для доводки авто не хватило средств.
Электромобиль ЗАЗ
Электромобили в Запорожье разрабатывали с середины 70-х. Самым совершенным из них стал ЗАЗ-1109 «Таврия-Электро» 1994 года. Он разгонялся до 100 км/ч и преодолевал 140 км без подзарядки.
Электрокар ЗАЗ планировали продавать за 8000 долларов и завод даже получил заказы из Германии и Швейцарии, но производство наладить так и не удалось. Кстати, один из прототипов до сих пор на ходу и нередко посещает различные автошоу.