Участники рынка предлагают наполнять запасы за счет акциза, тогда роста цен можно избежать. Но нужно госрегулирование.
В Украине вернулись к необходимости создания минимальных запасов нефти и нефтепродуктов. Соответствующий вопрос обсуждался 28 мая во время онлайн-заседания рабочей группы, созданной депутатами парламентского комитета по вопросам энергетики и ЖКХ. В нем приняли участие нардепы, представители Минэкоэнерго, представители нефтегазового рынка и эксперты отрасли. Это уже далеко не первая попытка сдвинуть вопрос создания запасов с мертвой точки, и обсуждается он уже не первый год.
Мнения экспертов о том, как запасы нефтепродуктов повлияют на цену топлива.
Какие должны быть запасы
Согласно требованиям директивы 2009/119 / ЕС и регламента (ЕС) № 1099/2008, которые хотят внедрить и в Украине, минимальные запасы должны соответствовать таким условиям:
объем запасов должен равняться 90-дневному объему среднего суточного импорта нефти и нефтепродуктов или 60-дневному объему среднесуточного внутреннего потребления;
запасы должны включать объемы сырой нефти и моторного топлива (дизельное топливо и бензины) в соотношении 30/70 (нефть/топлива моторные);
моторное топливо в запасах должны распределяться в соотношении 62/38 (дизельное топливо/бензин);
закупка нефти и нефтепродуктов для минимальных запасов, их хранение, обновление и реализации осуществляется на рыночных условиях.
Напомним, что Украина подписала в 2017 году Соглашение об ассоциации Украины с Европейским Союзом. В статье 338 этого документа говорится, что совместное сотрудничество включает, в частности, осуществление энергетических стратегий и политики.
Украина обязалась до 1 сентября 2020 года приблизить нормативно-правовую базу Украины в соответствие с положениями Соглашения.
И если к требованиям по наполнению запасов у представителей рынка вопросов нет, то к тому, кто и в каких объемах должен эти запасы закупать – предостаточно.
Нужен миллиард от заправщиков
Предложенная Минэнерго модель предполагает возложение обязательств по созданию, размещению и поддержания 60% минимальных запасов на субъекты рынка. Обойдется это компаниям примерно в $1 млрд.
Как заметили в Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ), если такую огромную финансовую нагрузку повесить на бизнес, то это неминуемо приведет к росту розничных цен для граждан и промышленности.
Помимо этого, выполнение таких требований только легальным бизнесом и тотальным невыполнением нелегалами, работающих вне правового поля, приведет к тому, что конкурентная среда на рынке еще больше искривится между легальными и нелегальными участниками рынка, говорят эксперты.
"Львиную долю проблем стремятся переложить на плечи трейдеров. Абсолютно понятно, что увеличение непроизводственных затрат операторов рынка на сумму около $1 млрд крайне негативно отобразится на конкурентной среде, которая и без этого на сегодняшний день имеет существенные "перекосы" из-за нелегального сегмента", – говорит эксперт топливного рынка Леонид Косянчук.
Предлагают наполнять за счет акциза
Эксперты энергорынка неоднократно рекомендовали формирование и поддержание минимальных запасов нефти и нефтепродуктов осуществлять за счет увеличения средневзвешенной ставки акцизного сбора на дизельное топливо и бензин на уровне $24,58 /т.
То есть эта часть акцизного налога должна была формировать минимальные запасы нефти и нефтепродуктов в Украине.
Увеличение ставок акцизного налога на бензин и дизельное топливо неизбежны. Украина подписала соглашение по имплементации Директивы 2003/96/ЕС, согласно которому минимальная ставка акцизного налога на бензин должна быть установлена на уровне 359 евро/тыс.л, а дизтопливо – 330 евро/тыс.л.
"В рамках подписанного Соглашения об ассоциации с ЕС Украина вынуждена будет увеличить ставки акцизного налога на все виды топлива. Мы предложили нашему правительству остановиться на минимальных ставках акцизного налога примененных в ЕС. Это обеспечит рост поступлений по акцизному налогу в госбюджет более чем на 69 млрд грн в год", – рассказал UBR.ua директор компании "Укравтономгаз" Андрей Дорофеев.
Таким образом, еще один вариант наполнения запасов – увеличение акциза с 213,5 до 359 евро/тыс.л, а на "дизель" – увеличение акциза с 139,5 до 330 евро/тыс.л.
Если пересчитать в гривнах, то возможное подорожание топлива на АЗС для дизеля составит 5,5 грн/л, а для бензина – 4,2 грн/л.
"Чтобы население не почувствовало этого подорожания правительству нужно комплексно подойти к контролю формирования цен на АЗС. Например, в период карантина маржа на продаже "дизеля" у некоторых компаний достигала 100%. При оптовой цене на дизтопливо в 12,50 грн/л, владельцы некоторых сетей не спешили снижать цены ниже 25 грн/л. Если будет введено госрегулирование цен на топливо и будет более эффективная работа АМКУ, то цены на заправках могут даже уменьшиться при увеличении ставок акциза", – говорит Андрей Дорофеев.
Кто должен платить
Сейчас в ЕС уже подготовлена и фактически с 2021 года будет введена в действие еще одна директива "О хранении энергоресурсов", которая будет касаться всех энергоносителей, а не только нефти и нефтепродуктов.
Таким образом, Украина уже запаздывает с выполнением требований директивы 2009/119/ЕС.
Тем более, что экономическая ситуация в стране и мире в целом сейчас не самая благоприятная, особенно, если учесть, что такая программа – это весьма долгосрочный проект.
Порядка 10 лет понадобилось многим европейским странам для ее осуществления. В большинстве стран ЕС это было сделано за государственный счет, но есть и совместные программы с бизнесом. В последнем случае, доля бизнеса в запасах считается просто как не снижаемый остаток в торговой сети или на НПЗ.
В любом случае, сначала хорошо бы победить нелегальный рынок, а уже потом говорить об участии частного бизнеса, говорят эксперты.
"Что касается запасов нефти, то эту часть может свободно реализовать "Укртранснафта", если Верховная Рада примет соответствующие изменения в действующее законодательство. Для этого у этой компании, под нынешним руководством, есть и ресурсы, и понимание проблемы", – заметил нам Леонид Косянчук.